Надпись

VirBur1

Поиск

Краеведение Закаменского района

По сей день в небольших закаменских селах сохранились и передаются из поколения в поколение традиции и обычаи, легенды и предания, родословные хроники этносов, населяющих наш благодатный край – русских, бурят, немцев, эвенков.

Родословные  района

totemLebЗакаменские буряты проживают на территории Закаменского района  в юго-западной части Республики Бурятия. У бурят, в том числе у закаменских, из поколения в поколение путем устных рассказов по традиции передаются родословные хроники, легенды и предания, повествующие об их исторических корнях, истоках. Издавна старейшины и знатоки каждого бурятского рода и подрода старались составить генеалогическое древо своего рода, записать родовые легенды и предания, связанные с предками. Благодаря этому некоторые представители старшего поколения бурят могут назвать имена своих предков до 7-10 колена.

Родословные записи, а также имеющиеся исторические и архивные материалы позволяют утверждать, что бурятское население Закамны состоит более чем из двадцати разных родов, семь из которых считаются основными (или коренными): хонгодор, хуркут, тэртэ, хойхо, шошолок, сохэр и болдой.    Читать подробнее

читать Ринчинов С. Этногенез закаменских бурят 
читать Бабуев С. Из истории родного края 
читать Галсанова И. Некоторые предпосылки формирования традиционной культуры бурят 
читать Семейные родословные закаменцев

Топонимика района

Топонимика - это язык Земли, который связывает воедино географию, языкознание, историю. Топонимы создаются народами сотнями, а то и тысячами лет, а память народа в них выражает признак или характерную черту местности, или намек на происхождение предмета, или какое - либо обстоятельство, интересное для ума и воображения. Топонимика Закаменского района разнообразна и представляет интерес как для жителей, так и для гостей нашего района.

Родной земли многоголосье…Топонимика Закаменского района сост. Н.П. Дамбаева. - Закаменск, 2014. - 34 с.: ил.

Лингокраеведческая работа учащихся Енгорбойской средней школы

Культура и традиции района

Национальный состав

В Закаменском районе проживают буряты, русские, хамниганы (эвекнки). немцы, татары, украинцы и другие.

Буряты

Закамна была заселена бурятскими родами примерно в семнадцатом и восемнадцатом веках. Они пришли сюда с западной части Байкала, из Монголии и Джиды. По рассказам местных старожилов, до прихода бурятских родов в Закамну, малочисленными обитателями этого края являлись унгэд хамниганы, сойоты, урянхайцы, монголы, хан киргизы (предки хакасов).
В настоящее время бытуют несколько крупных родословных хроники закаменских бурят, записанных в разное время. Эти родословные записи охватывают исторический период с 1600-х годов по настоящее время.

Русские

История появления русских в Закамне связано с прибытием казаков. Русские казаки прибыли в Закамну в разное время и из различных губерний России. Они жили в казачьих войсковых гарнизонах - станицах и поселках. В административном отношении все станицы и поселки находились в непосредственном подчинении Троицкосавского пограничного управления, функционирующего на правах войсковой канцелярии. По всей территории Закамны вдоль реки Джида один за другим расположились 7 караулов: Цежейский, Ключевской, Модонкульский и Шара- Азаргинский, основанные в 1728 году, Хамнейский и Цакирский- в 1768 году и Харацайская крепость - в 1773 году. Из них Цакир являлся казачьей станицей, образованной согласно положению Российского сената в 1872 году. Чуть позже Харацайская застава стала именоваться Баглаха-Атаманово-Николаевской станицей. Цежейский (село Михайловка), Хамнейский, Модонкульский (село, находившееся между городом Закаменск и Дутулуром), Шара- Азаргинский, Ключевской (Санага) пограничныйе караулы носили названия казачьих поселков. В этих станицах и поселках жили с семьями приезжие русские казаки для несения пограничной повинности.

Немцы

Как свидетельствуют архивные данные ИЦ МВД РБ. выселенцы-немцы прибыли в г. Городок (ныне Закаменск Закаменского района) в основном из Красноярского края в период 1943-1944 гг. в качестве мобилизованных в труд армию на Джидастрой НКВД СССР. Прибывшие трудармейцы-женщины являлись выходцами из автономной республики немцев Поволжья. Трудармейки были определены для работы на лесозаготовках, прииске Гуджирка. обогатительной фабрике, сельхозработах и вспомогательных работах на рудниках Холтосон и Первомайском. Баянгольском ЦЭС.
В списках, составленных на 1 октября 1945 года, значится 1528 немцев.
В апреле 1947 года немцы появились и в Баянголе. Имена первых немцев известны всем баянгольцам. Это Владимир Александрович Айферт, с 1927 года рождения. Андрей Андреевич Штайнбрехер. с 1914 года рождения - односельчане из села Донгор Саратовской области. Якоби Иван Иванович с 1901 года рождения. Лейнвебер Иван Андреевич с 1925 года рождения. Гейдт Яков Иванович с 1927 года рождения. Гофман Федор Фердинандович с 1914 года рождения из города Омска. Были среди них Н.А. Протолова (Лейман). Ф.Р. Лир. АЯ. Фукс. А.К. Антипова (Гольм). АЯ. Геттингер (Якоби). И.Д. Глеб. М.А. Шленчик и другие, которыми выполнялась тяжелая мужская работа на строительстве моста через плотину; дороги к улусу Мыла и в шахте на перекатке угля.
Несмотря на труднейшие условия, во время войны трудармейцы-немцы работали самоотверженно, создавали фронтовые бригады, собирали средства для постройки танков и самолетов, добивались высоких производственных показателей. Это - Н.Д. Винтер. И.Г. Вебер. Г. А. Раут и многие другие.

Хамниганы

Тунгусы (устаревшее название эвенков), в Бурятии их называют хамниганами, являлись составной частью населения Закаменского края. Вообще, эвенки Прибайкалья, живущие по обе стороны Байкала, разделялись по местам обитания на ангаро-илимских, верхнеангарских, баргузинских, баунтовских, восточно-забайкальских и армакских. Закаменские хамниганы относятся к группе армакских эвенков.

По своему происхождению закаменские хамниганы являются выходцами из северных склонов Хамар- Дабана. В Закамну они пришли из Тункинской долины и с берегов озера Байкал примерно в конце XVII века. До этого времени в Закаменсшм крае эвенки не обитали. По утверждению С. Н. Токарева к приходу русских на реке Селенга и по ее притокам - Чикою, Хилку, Уде, Темнику и Джиде - тунгусов не было. По его мнению переселение эвенков в Закамну связано с прибытием русских. Прибывшие в Прибайкалье русские стали вытеснять бурят, живущих в среднем течении реки Иркут, в нижнее ее течение. В свою очередь тункинские буряты, передвигаясь вниз по Иркуту, стали вытеснять тунгусов, обитавших в тех местах. Очевидно, по этой причине тунгусы юго-западного Байкала стали переселяться в юго-западное направление и поселились в долинах рек Темник и Джиды.

Прибывших сюда в середине XVIII века тунгусов из мест, расположенных на склонах Хамар-Дабанского хребта, царское правительство стало привлекать к охране границы. Так сформированные эвенкийские дружины начали охранять границ}' Российского государства с Монголией вместе с русскими и бурятскими пограничниками на всем протяжении Харацайской пограничной дистанции.

Традиционная одежда закаменских бурят

бурятский костюм бурятский костюмУ закаменских бурят зимнее дэли (дэгэл) было меховым, его шили обычно из дымленой овчины (для чего использовали труху лиственницы). Дэли делалось длинным., желтоватого или темно-желтого цвета (от дымления) и называлось «унгэ дэгэл» (унгэ - цвет). Если дэли шили из высококачественной короткошерстной овчины (узуур хурбэ aphaap). то оно называлось «хурбэ дэгэл».

Богачи справляли себе дэли также из длинношерстной мерлушки. Дэли были как крытые материей — шелком, чесучой, далембой. так и нагольные. Обшлага рукавов в форме конского копыта оторачивались мехом нерпы, мер¬лушкой или бархатом. Рукава делались длинными - в какой-то мере они выполняли функцию рукавиц. В качестве украшения меховых дэли использовалась материя черного цвета, чаще всего вельвет. По краям подола, рукавов и бортов пришивали в два ряда тесьму, одна из шторой была широкой, а другая - узкой. Читать дальше...

Национальная одежда Закаменских бурят

  • bk1
  • bk2
  • bk3
  • bk4
  • bk5
  • bk6
  • bk7
  • bk8
  • bk9

Особенности национальной одежды Закаменских бурят

Язык, особенности диалекта

  Легенды 

    Религия


        Вероисповедание жителей района, формы религий 
        Слайдовая презентация фотографий храмов настоящего и прошлых времен с описанием
        Видеообращение настоятелей храмов к подрастающему поколению с призывом здорового образа жизни, бережного отношения к окружающему миру

 

 

Предыдущая страница Следующая страница