Надпись

VirBur1

Поиск

город Улан-Удэ

карта г. Улан-Удэ

Карта города Улан-Удэ

Официальный сайт администрации города Улан-Удэ

Флаг

Утвержден Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.10.2005 N 261-32

flagФлага города Улан-Удэ представляет прямоугольное полотнище с отношением высоты к длине 2 : 3, состоящее из двух вертикальных полос - синего (у древка шириной в 2/9 длины полотнища) и желтого цветов; вверху синей полосы - желтый круг, сопровожденный внизу положенным в пояс желтым полумесяцем, вверху - желтым пламенем о трех языках; в центре желтой полосы - фигуры из герба города Улан-Удэ - перекрещенные наискось зеленый опрокинутый рог изобилия с исходящими из него зелеными листьями и красными плодами, отворенный от древка, и поверх него - черный Меркуриев жезл.

Обоснование символики флага: на вертикальной синей полосе золотое "соембо" является традиционным бурятским символом вечной жизни и знаком, демонстрирующим республиканскую принадлежность города Улан-Удэ, а скрещенные рог изобилия и Меркуриев жезл перенесены на флаг города Улан-Удэ из старинного герба города, в который они были помещены Императрицей Екатериной II в XVII веке в память о выдающемся значении Верхнеудинска (Улан-Удэ) как крупнейшего центра торговли и заключения торговых сделок в Забайкалье в XVII - XVIII в.в., когда город служил настоящей торговой и деловой столицей, в которой пересекались торговые пути, связывающие Европейскую Россию (и через нее Западную Европу), Восточную Сибирь, Дальний Восток, Среднюю Азию, Китай и Монголию. 

Герб

Утверждено Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 20.10.2005 N 261-32

Герб города Улан-УдэГеральдическое описание герба города Улан-Удэ: в золотом поле накрест зеленый опрокинутый отворенный влево рог изобилия с исходящими из него зелеными листьями и червлеными (красными) плодами, поверх которого черный Меркуриев жезл. Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах, на центральном зубце изображено "соембо" - традиционный бурятский символ вечной жизни, круг, сопровожденный внизу положенным в поясе полумесяцем, вверху пламенем о трех языках; в нижней части короны изображен национальный орнамент, символизирующий национальные традиции.

Гербом города Улан-Удэ является исторический герб города Верхнеудинск (переименован в Улан-Удэ в 1934 г.), высочайше утвержденный 26 октября 1790 года, оригинальное описание которого гласит: "В золотом поле Меркуриев жезл и рог изобилия в знак, что в том городе происходит знатный торг и условия о торге". В верхней части щита расположена башенная корона, указывающая на статус города Улан-Удэ - столицы субъекта Российской Федерации, изображенная на центральном зубце короны "соембо" - указывающая на принадлежность к Республике Бурятия.

В нижней части щита орденская лента ордена Трудового Красного знамени, в память о награждении города в 1984 году.

Гимн

Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 12.11.99 N 444-50 "Положение о гимне и теле-, радиопозывных столицы Республики Бурятия города Улан-Удэ"

Авторы: композитор Ч.Павлов и поэт Д.Дамбаев

Читать слова гимна на русском и бурятском языке

Мэр города

Мэр города Улан-УдэАлександр Голков, Мэр города Улан-Удэ

- представляет город Улан-Удэ и городской Совет в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города Улан-Удэ и городского Совета;
- подписывает и обнародует в порядке, установленном Уставом города Улан-Удэ, решения, принятые городским Советом;
- издает в пределах своих полномочий правовые акты;
- вправе требовать созыва внеочередного заседания городского Совета;
- обеспечивает осуществление органами местного самоуправления города полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Республики Бурятия;
- осуществляет организацию деятельности городского Совета;
- заключает контракт с руководителем Администрации города;
- созывает заседания городского Совета;
- осуществляет руководство в подготовке сессии городского Совета;
- председательствует на заседаниях сессии, Дня депутата, Президиума, совместного заседания комитетов и иных заседаниях в соответствии с решениями городского Совета;
- назначает и освобождает от должности работников аппарата городского Совета, обладает правом их приема на работу и увольнения;
- осуществляет общее руководство работой аппарата городского Совета;
- дает поручения постоянным комитетам и комиссиям городского Совета по вопросам их ведения;
- организует прием граждан, рассматривает обращения, жалобы, заявления граждан и организаций;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Бурятия, Уставом города Улан-Удэ и решениями городского Совета, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции городского Совета.

 Депутаты народного Хурала   

Обращение депутата Народного Хурала Гергенова М Д:

Эссе обучающихся на тему «Мой отчий край…»

"Улан – Удэ – мой город – сказка"
Эссе "Мой город."
Эссе "Мой Улан-Удэ"

Родословные

Бурятские племена (бур. яһан) — родоплеменные образования, участвовавшие в этногенезе бурят. Традиционно выделяют четыре основных племени:

  1. Булагаты,
  2.  Эхириты,
  3. Хори-буряты,  
  4. Хонгодоры,  также обурятившиеся тюркские и тунгусские племена сойотов, хамниган, урянхайцев,
    и прибывшие позднее из Джунгарии и Халхи

 Медведь.
ТотемОбраз медведя обычно ассоциировался с образом человека, чему, может быть, способствовало сходство туши медведя, освобожденной от шкуры, с телом человека.. Верили, что медведь понимает человеческую речь, поэтому избегали говорить о нем с пренебрежением, хвастливо; не сообщали вслух, что собираются его убить. Старались не называть его своим именем.
Буряты, судя по нашим сведениям, не считали медведя прародителем какого-либо рода. Однако в традиционных представлениях бурят о медведе существуют такие признаки тотемизма, как вера в превращение человека в животное.

Волк.

ТотемРодовые подразделения шоно (волк) встречаются как у монголов, так и бурят – эхиритов, булагатов и окинских. Столь же популярны у бурят и монголов легенды о мальчике, вскормленном волчицей, которая стала прародительницей бурят шоно

Сакральность образа волка раскрывается в легендах о небесном происхождении волка, запретах по отношению к нему, в табуировании названия волка. О нем предпочитали говорить иносказательно, например: худоогэй таабай, хангайн таабай, худоогэй убгэн – «лесной дедушка, таежный старик», хухэ нюдэн – «синие глаза» и т.д. Широко распространенные бурятские легенды рассказывают, что белые волки – это небесные собаки, которые действуют только по указанию тэнгри.

Орёл.
ТотемТотемные черты присущи и культу орла у бурят. В легенде, записанной П.П. Баторовым, также говорится, что  изначально орел был человеком. В птицу его превратил отец, который хотел узнать, действительно ли на юге появился  проповедник новой религии. С этой целью он решил отправить туда своего сына. А так как путь был далек, он превратил его в орла. На обратном пути, возвращаясь на Ольхон, орел наелся падали, потому что был очень голоден и силы уже покидали его. Поев «нечистое», орел осквернился и не смог снова превратиться в человека. Будучи орлом, он произвел себе подобных «множество ольхонских белоголовых беркутов» (ойхони олон орой саган бургэд).
Культ орла, видимо, составляет очень древний пласт верований бурят, исторически связанных с Ольхоном, ибо чаще всего данный культ соотносится с этой территорией. Считали, что орел – сын хозяина острова Ольхон, который называется Хан Хото баабай – царственный отец Хото (хото – хотой, в якутском хотой – «орел», значит раньше самого хозяина Ольхона представляли в образе птицы).

Кабан

ТотемВ отношении бурят к кабанам также прослеживаются довольно смутные представления о кабане как тотеме. Один из хоринских родов носит название бодонгут (бодон – дикий кабан, вепрь). По мнению Ц.Б. Цыдендамбаева, бодонгуты являются потомками киданей, у которых был развит тотемный культ кабана.

Иногда голову кабана (вместо или наряду с конской, бараньей) подавали на свадьбе главному свату для совершения ритуала тоолэй хундэхэ (тоолэй – «сваренная голова», хундэхэ – «делать надрез»). Вместе с головой подносили жолоо – узкую ленту срезанного вдоль позвоночника сала, символизирующего уздечку. По обычаю главный сват делал на голове кабана шесть надрезов (гахайн тоолэй 6 хундэтэй).

Топонимика города

УЛАН-УДЭ - столица Бурятии. Основан в 1666 г. как Удинское зимовье; название по расположению при впадении реки Уда в Селенгу. Гидроним от эвенк. уда 'спокойное, тихое течение'. В 1689 г. зимовье преобразовано в острог Удинский. В 1735-1773 гг. упоминается как пригород Удинск. С 1775 г. провинциальный город Удинск, а с 1783 г. у. г. Верхнеудинск. Определение верхне- в этом случае не означает 'в верхнем течении' (город находится в устье, т. е. в самом низу реки Уды), а дано для отличия от города Нижнеудинска, находящегося в среднем течении реки Уда, басс. Ангары (совр. Иркутск, обл.). В 1934 г. переименован в Улан-Удэ - 'красная Уда' (улан бурят, 'красный', Удэ - бурят, название реки Уда).

Язык, особенности диалекта

 

Интересные обычаи и традиции народов, проживающих на  территории города

ПраздникЛучший способ познакомиться с обычаями и традициями коренных жителей Улан-Удэ – посетить один из красивых национальных праздников. Всего в течение года здесь отмечают более десяти удивительных торжеств, поэтому вероятность стать свидетелем одного из них очень велика. Особый интерес для гостей города представляют буддистские праздники, подобных которым не проводят ни в одном другом городе страны.

Одним из самых интересных и символичных Нового года по лунному календарю месяца или Сагаалган. Учитывая специфику праздника, дата его проведения является «плавающей», поэтому уточнять ее поклонникам событийного туризма необходимо заранее. С названием торжества «Белый месяц» связана одна из главных праздничных традиций, на стол принято ставить угощения преимущественно белого цвета.

ПраздникБурятия  богата спортивными традициями.  На ежегодном летнем празднике Сурхарбан, согласно вековым традициям, настоящие мужчины соревнуются в стрельбе из лука, борьбе и конных состязаниях. История этого праздника уходит корнями в далекое прошлое. Сначала, во время Сурхарбана чествовались духи – хозяева священных местностей и предки рода, а затем он стал все больше приобретать черты военного смотра, где происходил отбор воинов для дружин ханов и нойонов. Это было грандиозное зрелище с тысячами участников. Каждый улус, каждый род, каждое племя стремились

 

Масленица. Праздник,  когда зима встречается с весной, когда наступают теплые дни. В этот день люди веселятся, пекут блины. Блины - это символ солнца, радости. Поэтому вам всем радости.  Песни, шутки, прибаутки, танцы – всё для широкого гулянья. Ведь традиция масленичных гуляний говорит о том, что смех и радость принесут благополучие и достаток семье на весь следующий год. Народ радуется окончанию зимы и началу долгожданной весны

Навруз - праздник весны.  Один из древних народных праздников мусульманских народов, которому  более 3000 лет, символизирует обновление жизни, природы. Это  история и культура, традиционная кухня, обычаи празднования Навруза у народов Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана. Звучат мелодии, песни, стихи современных авторов и поэтов древности,   танцы, сценки по мотивам народных сказок.

бурятский танец

Легенды

Легенда о горе «Три дочери»

Проезжая в районе Плодово-ягодной станции г. Улан-Удэ водители машин кидают монетки на удачу и счастливый путь  у подножия гор «Три дочери». Горы эти считаются священными для буддистов и с ними связана древняя легенда.

В давние времена было у матери три дочери. Все красавицы и умницы. Как зеницу ока оберегала мать своих дочерей, растила их для достойных женихов. Однако о красоте и кротости самой милой дочери прознал жадный и коварный сын хана. Во что бы то ни стало, хотел он завладеть красавицей. Но красавица сопротивлялась, не хотела идти замуж без любви. И мать была на ее стороне. Грозный хан и его сын шли на разные уловки и подлости, чтобы силой забрать красавицу.

Мать встала на защиту дочери. Превратилась она в гору и закрыла собой дочерей от невзгод и посягательств. Дочери же, в свою очередь, не хотели разлучаться с матерью и стали горами поменьше. Так и стоит цепь из одной большой и трех гор поменьше.
В знак признания и веры на горе сооружен обо. В настоящее время на склоне горы живет лама, который помогает найти свой путь к вере.

По приданию, у этих гор просят детей бездетные пары. Бывали случаи, кто специально менял место жительства, чтобы обзавестись детьми.

Легенда о бурятах

Предание гласит, что шаманка Асуйхан, происходившая от ойрат-бурят, подвластных Чингис-хану, обитала на берегу Байкала. Однажды она встретила ревущего сивого быка. Поскольку она не имела мужа, она поверила в мысль, что Бурхан-Тэнгри послал ей быка в мужья. Вскоре шаманка забеременела и родила двух сыновей: старшему дала имя Буряадай, младшему — Хоридой.  
Хоридой жил на острове Ольхон. Однаджды три лебедицы спустились на край озера и превратились в трех девушек. Сняв с себя одежду и украшения, оставив их на берегу, они зашли в море и стали купаться. Хоридой сильно изумился, он взял украдкой одежду и украшения одной из девушек и спрятал. Девушки вышли из воды, две надели одежду и украшения, превратились в лебедиц, и, поднявшись в небо, улетели. А одна не могла найти одежду и украшения, отнятые Хоридоем, и осталась голой. Хоридой стал призывать свою мать-шаманку Асуйхан и молиться. Поднялся сильный холодный ветер. Девушка, замерзнув и обессилев, оказалась в обятиях Хоридоя. С тех пор они стали мужем и женой. У них родились 11 сыновей. Потомками тех 11 братьев являются хоринские 11 бурятских родов.

Живя с давних пор на острове Ольхон, Хоридой и его жена состарились. Однажды старуха сказала старику: “Я стала старой, родила 11 детей и сейчас куда я уйду от своих детей. Отдай мне мою прежнюю одежду и украшения, перед смертью хочу покрасоваться”. Старик, поразмыслив, отдал одежду и украшения. Старуха, надев их, превратилась в лебедицу и взлетела к дымоходу. Старик попытался поймать руками за ноги, но неудачно. Старуха улетела в небеса. Говорят, с тех пор она не возвращалась. Хоринские буряты считают: предок их — лебедь, береза — коновязь. Соблюдая старинные обычаи, брызгают молочной водкой в момент прилета и отлета лебедей

Религия

Религия Бурятии - это не только древняя языческая религия - шаманизм, но и все мировые религии. В большей мере распространение получили христианство и буддизм, а также их разновидности и течения, несколько меньшее - ислам.

Для Бурятии характерен религиозный синкретизм, появление которого связано с историей взаимоотношений разных народов, влиянием принесенных сюда религиозных культур, а также их относительно мирным характером. Православие пришло более 350 лет назад. Ее носителями были русские переселенцы, вслед за которыми пришли православные миссионеры. В 18 веке появились представители раскольничьей христианской церкви - древнеправославия (старообрядчества). Здесь они получили название "семейских".

Буддизм, как религия Бурятии, существует здесь как официально признанная российским государством религия около 260 лет, вместе с тем его проникновение, начало создания первых культовых сооружений и буддийских храмов относится к более раннему периоду.

Основная религия Бурятии - это буддизм, вместе с тем часть его представителей участвует в обрядах шаманизма. Русское население, украинцы, белорусы в основном исповедуют христианство. Представители других национальностей исповедуют ислам.  Одной из особенностей Бурятии является одинаково уважительное отношение людей разных национальностей к шаманским, буддийским или христианским святыням.

В республике функционируют 16 буддийских дацанов, 12 буддийских обществ, 17 православных храмов и приходов, 7 древнеправославных общин, свыше 20 религиозных сект, течений и других автономных толков. Строится католический костел в Улан-Удэ. Созданы объединение буддистов мирян и народная академия буддийской культуры. В Улан-Удэ функционирует христианская община баптистов и адвентистов седьмого дня, а также общины "Сознание Кришны" и "Бахаи", в городе Северобайкальске открыта церковь христиан Веры Евангельской (пятидесятников).

У Хамбо-ламы спросили: в буддизме есть представление об идеальном государстве?
hram1— В буддизме есть об идеальном человеке представление, — ответил учитель. — В свое время Нагарджуна написал письмо радже Удаяне. Он сказал: «Чтобы руководить страной, человек должен обладать семью драгоценностями». Я, когда общаюсь с руководителями, думаю о тех семи качествах. Самое низшее, что у человека есть, — это ум. Только дура колхозная может сказать своим детям: я желаю, чтобы ты был умный. Такую бурятскую женщину надо гнать поганой метлой из нашего общества.
Если человек ставит ум выше всего, из него получается кто? Все диктаторы, которые стояли во главе наших государств, обладали умом. Никто не скажет, что Гитлер был дураком. Это были умные люди, они сумели уничтожить целые народы и целые страны. Ум — самая последняя из драгоценностей.

hram2Савватий, митрополит Улан-Удэнский и Бурятский: Мне важен межконфессиональный мир во всех проявлениях - Я думаю, что у нас сложились такие добрые отношения в силу самых разных обстоятельств. Особенно в последнее время многие религиозные деятели других вероисповеданий могут отметить, что Русская Православная Церковь ни в коем случае не навязывает людям, исповедующим  другую религию, свое мировоззрение. Она никогда не выступала в роли агрессивного проповедника.Нам необходимо подумать о воспитании подрастающего поколения. И я не раз призывал Буддийскую традиционную Сангху, чтобы вместе как следует задуматься над этим фактом. Нам нужно вести диалог. Если мы сейчас потеряем это поколение, также как поколение 90-х, очень велика вероятность того, что мы вообще потеряем людей. Время не терпит, мы уже находимся буквально на краю.
А в целом, думаю, что у нас позитивная и хорошая республика. И я с большим уважением отношусь к представителям Традиционной Сангхи и других буддийских течений. Например, на меня недавно вышла настоятельница женского дацана Зоригма Далаевна Будаева с предложением создать совместный орган, который отвечал бы за духовное воспитание школьников. И ее озабоченность мне понятна. Она все-таки женщина и понимает, как это важно.
Не секрет, что в наших школах, в 4-5 классах, где каждый может сам выбрать модуль предмета «Основы религиозных культур и светской этики», буквально  навязывают родителям основы мировых религий или светской этики. А вот, скажем, с основами буддийской или православной культуры дело обстоит очень туго. Это плохо. И мы планируем создать какой-нибудь Координационный совет.

Видеообращение Доржо ламы дацана Гандана к подрастающему поколению 

 Растительный мир

В составе флоры сосудистых растений города Улан-Удэ выявлено 562 вида и подвида, относящихся к 302 родам и 85 семействам, из них - 497 (88,4 %) являются апофитами, а 65       (11,6 %) - адвентивными видами.

Наибольшее значение на современном этапе в сложении поясно-зональной структуры флоры г. Улан-Удэ имеют степной и лесной флористические комплексы, а также незональные группы (азональные виды и антропофиты). Последнее, как известно, в целом характерно для городских флор.

 Представление растительного мира

 Уникальные ботанические объекты

 

  • 01
  • 02
  • 03
  • 04
  • 05
  • 06
  • 07

 Растительный мир как биологический ресурс

View the embedded image gallery online at:
http://virbur.ru/index.php/ulan-ude#sigFreeIddfe0c7151d