Надпись

VirBur1

Поиск

Краеведение Прибайкальского района

Родословные  района

КазакиПришедшие в Прибайкалье казаки-первопроходцы принесли с собой культуру, образ жизни (культ коня, оружия, духовная и поведенческая «вольница»), которые сформировались у них в течение сотен лет. Крестьяне

 «Пашенные крестьяне» принесли с собой культуру, образ жизни (культ хлеба, урожая), которые формировались у них тысячи лет. Итак, каждая социальная группа привнесла свой вклад. И все же большая часть населения Прибайкалья по своей культуре была крестьянами.

Живя в новых местах из поколения в поколение, русские насельники не только приживались, но постепенно становились «старожилами». По-существу, коренными жителями края.

3Все приобретенные характерные местные особенности русских насельников в Сибири, осевших и закрепившихся на ее огромной территории, в дальнейшем удачно нашли обобщенное выражение в понятии «сибиряк».

Крестьяне«В советские времена русское население национальных образований рассматривалось как «некоренное». При этом русское население национальных регионов имплицитивно считалось исторически пришлым, поскольку присоединяемые территории Русского государства, русские легитимно (узаконенно) заселяли новые земли»

КркстьянеТакже, как и сотни лет ранее, сохранялся способ освоения новых земель: строились временные укрепленные пункты, затем постоянные опорные пункты на берегах рек, озер, при слиянии рек и у «входов» в долины, а затем, постепенно, вокруг этих опорных пунктов создаются заимки, слободы, посады, острожные поселения, деревни. Осваиваются новые земли под пашни, сенокосы, пастбища и так далее.
Хлебопашество, как вид деятельности населения, как образ жизни, было главным занятием у большей части жителей Прибайкалья. «Посаженные» на сибирскую землю крестьяне принесли с собой не только семена, но и навыки освоения новых земель, в том числе и из-под леса.

Топонимика района

1 Ангыр; 2 Батурино; 3 Безымянка; 4 Бородино; 5 Бурдуково; 6 Бурля; 7 Горячинск; 8 Гремячинск; 9 Гурулево; 10 Еловка; 11 Засухино; 12 Золотой ключ; 13 Зырянск; 14 Ильинка; 15 Иркилик; 16 Исток; 17 Итанца; 18 Карымск; 19 Катково; 20 Кика; 21 Клочнево; 22 Кома; 23 Котокель; 24 Лиственничное; 25 Мандрик; 26 Мостовка; 27 Нестерово; 28 Острог; 29 Покровка; 30 Рейд; 31 Соболиха; 32 Старое Татаурово; 33 Таланки; 34 Таловка; 35 Татаурово; 36 Троицкое; 37 Турка; 38 Турунтаево; 39 Хаим; 40 Халзаново; 41 Черемушки; 42 Югово; 43 Ярцы.

Культура и традиции района

Бурятский национальный костюм

Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух

Бурятский национальный костюм - это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражаются его культура, эстетика, гордость и дух. Изготовлением бурятской одежды занимались как женщины, так и мужчины. Портной должен был иметь много знаний и умений, в частности он был художником и вышивальщиком, клеил и стегал, занимался выделкой шкур, знал орнамент, цвета.
Традиционная мужская одежда бурят представлена в двух видах - дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Верхняя одежда была прямоспинной. Основным материалом для зимней одежды была овчина, которая окантовывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл имел покрытие из хлопчатобумажной ткани, а праздничный - из шелка, бархата

мужской бурятский национальный костюмОбязательным атрибутом мужского халата были пояса, разнообразные по материалу, технике изготовления и размерам. Верхняя часть до пояса похожа на большой карман. В глубокой пазухе одежды люди держали пиалу в мягком футляре - таким способом они обеспечивали соблюдение личной гигиены. В любой момент и в любой юрте можно было воспользоваться собственной посудой для ароматного чая или наваристого бульона.

женский бурятский национальный костюмНациональная одежда монголов и бурят хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Длина дэгэла закрывает ноги и при ходьбе, и при верховой езде, что не дает ногам замерзнуть даже при сильном морозе. Одежда не только идеально подходит для верховой езды, но и может послужить экстренной постелью - на одну полу можно прилечь, а другой - укрыться. Насчитывается около 400 видов дэгэлов, 20 видов национальной обуви и 10 видов поясов.

Женская одежда (халат, безрукавка) имеет возрастные особенности, она строго соответствует возрасту женщин, меняется в соответствии с переходом из одного возраста в другой и с изменением положения в обществе, семье. Девочки носили длинные тэрлиги или зимние дэгэлы, подпоясывались матерчатыми кушаками, которые подчеркивали тонкую, гибкую талию. Повседневные кушаки делались из далембы, а нарядные - из шелка в полоску. В возрасте14-15 лет девушки меняют прическу и покрой платья, которое отрезалось по линии талии, а декоративная тесьма тууза закрывала в нем линию шва вокруг талии. В девичьем костюме отсутствовала безрукавка.

Интересные обычаи и традиции народов, проживающих на  территории района

 Легенды 

l1Легенда «Как появилось название озера Котокель» (записана от Гурьяна Степановича Лейкина, с. Гремячинскl2 Прибайкальского аймака БурАССР, 1937 г.)

 

Котокельский образ Святителя Николая Мирликийского
        

 

  Религия

Конфессиональный состав: православные, буддисты, шаманисты

Показаны храмы:
1. Сретенский женский Монастырь, с.Батурино
2. Свято-Богоявленский храм, с. Ильинка
3. Свято-Троицкий Селенгинский  мужской монастырь, с.Троицкое
4. Церковь Спаса Нерукотворного Образа, с.Турунтаево
5. Часовня, с.Острог


     

Предыдущая страница Следующая страница