Надпись

VirBur1

Поиск

Достопримечательности Окинского района

dost okiНухэн Дабаан. Название места буквально означает Перевал - Ворота. Находится у самой границы с Монголией. Нухэн-Дабан представляет собой скалу с большим, около 4 метров в диаметре, сквозным отверстием, расположенную на высоте 25 метров над вертикальной площадкой. Под сквозным отверстием находится небольшой грот. Уходя на войну, окинцы брали с собой отсюда камешки, которые

служили как обереги. По словам Арга-ламы (Аюшеева Жаргала Григорьевича), если кто-либо поднимается к Нухэн Дабану, здесь всегда начинался град

В этой местности находится и Слон («мамонт») – гора. В нашем селе жила долгожительница Мунконова Дулма Сосоровна. Дожила до 105 лет. Как сама рассказала Дулма Сосоровна мне, что этот слон «плакал», когда началась Великая Отечественная война в 1941 году и плакал ровно 30 дней. Второй раз он «заплакал», когда было небывалое со времен памяти старожилов, наводнение 2001 года. При наводнении реки Иркут был оторван «хобот» слона.dost oki1

Сакральный центр Вселенной в обоо Хан-уула воплощен в деревянном срубе, расположенным точно в середине и квадрата и круга. Квадрат образован четырьмя жертвенниками, а круг – тринадцатью коническими каменными насыпями, символизирующими тринадцать горных вершин Восточных Саян и тринадцать «хозяев» Окинского края.

d3На левом берегу р.Сэнца в 8 км от горы Хан-Уула, прямо у обочины дороги, слева можно увидеть камень «Тэгнээ-шулун», означает «Вьючный камень». Это округлый большой величины камень, имеющий посередине след от тороки (вьючного ремня), находится недалеко от села Шаснур не доезжая местности Сондинтой. Камень, согласно одной из версий легенды был приторочен к луке седла самим Гэсэром в качестве противовеса голове мангатхая (мифического чудовища), отрубленной богатырской рукой героя.

Интересны для знакомства лавовые поля в долине реки Жом-Болок примерно в 45 км от Орлика. Это d4причудливая гряда остывшей лавы вулканического происхождения, поросшая глухим лесом и кустарником. Она тянется на расстоянии многих километров вдоль русла реки Жомболок, а после впадения его в реку Оку – до местности Обоота.

Водопад Жомболок срывается с уступа (высота около 20 м) в круглый провал диаметром примерно в 40 м. Зимой водопад замерзает и представляет собой огромный ледяной сталагмит, который сохраняется до мая. 

d5Неподалёку от с.Хужир, на возвышенности у подножия гор Гурбан hайрхан находится Храм Гэсэра, построенный в стиле национального деревянного зодчества. Здесь на склоне гор, располагается древний «тахил» - место священнодействия, обращенного к божествам и хранителям гор. Тут же протекает Булаг – горный родник, в верховьях которого хранится, как гласит предание, седло Гэсэра.

 

Культурные исторические памятники

в6

d7

 

    

 

 

 

 

Памятник воинам ВОВ в с.Хужир         Памятник воинам ВОВ с у. Алаг-Шулун

 

 

 

Музеи


    краткое описание музеев района
    презентации, на слайдах некоторых фотографии наиболее интересных экспонатов с кратким описанием
    если возможно – гиперссылки.


Святые места

d8Аригун субургун в Орлике был построен в 1997 году, как первый Аригун субурган, в помещении дугана Аригун, который находится в центре Орлика. Он деревянный, окрашенный соответственно символике хии-морин.d9

У подножия Мунко-Саридака, высочайшей вершины Восточной Сибири, стоят три Аригун субургана из стальныхтруб, два деревянных столба, установленные хозяину горы Бурэн-хану, навес для двух духовных лиц, под которым проводят обряды. Во время обряда люди выставляют на деревянный стол подношения в виде продуктов питания и на деревянный алтарь под Аригун субурганом, который находится возле навеса для духовных лиц, флажки зурмадhан, чтобы их освятить. Молоко используется в обряде сэржэм, остальные продукты люди берут домой. Флажки зурмадhан по окончании всего обряда вывешивают на Аригун субурганы. Здесь также находится каменный алтарь для сжигания жертвоприношений. Все пространство ограничено камнями, положенными рядом друг с другом.


    

 

 

 

 

 

Предыдущая страница Следующая страница