Надпись

VirBur1

Поиск

Краеведение Окинского района

 Родовые племена их тотемы

Племя Хонгодоры

lebedВсе представители окинских родов в основном считают себя выходцами из Тункинской долины и, в свою очередь, выводят изначальную родословную из Монголии. Наиболее крупными родами являются хонгодоры и тэртэ. Хонгираты, унгираты, конраты – все это различные названия племени Хонгодоров.
В настоящее время большая часть Хонгодоров живет на территории Закаменского, Тункинского, Окинского районов Бурятии, Аларском районе Иркутской области. Численность их примерно 30 тысяч человек, что составляет менее десяти процентов бурятского этноса.
Современные окинские буряты считают себя потомками 4 основных подродов хонгодоров: болдой, шуртху, шуранхан, мотонго. Хонгодоры составляют ядро окинских бурят и проживают во многих улусах Балакты, Жахны, Шарзы, Бурэнгола. Из всех родов хонгодоры являлись самыми многочисленными. К ним присоединились другие роды: тэртэ, hойhо-хоршод, сагаан, булгы, муртэ, шонорог, махараг, уляаба. Представителей всех этих родов можно встретить во всех селах Оки. hongor
Известные хонгодоры Окинского района: непревзойденный окинский охотник Шарлай, братья Зодбоевы – Базар-Сада и Сэсэрэн. Под руководством Базар-Сады была построена наша Бурэнгольская начальная школа. Шаргакшанов Нурма, Дорохинов Агван-бэлэн, Гушеев Нанзыт (капитан, геройски погиб в ВОВ), Шарастепанов Бата (легендарный силач Оки), Дугаров Соном Гомбоевич (первый ученый Оки), Дугаров Баир Сономович (ученый, доктор исторических наук, кандидат филологических наук), Сосоров Даша-габжа, Зодбоев Гэсэн и многие другие.

orelСойоты – коренные жители Оки, жили в этом прекрасном и суровом краю задолго до переселения туда бурят. В числе других малочисленных народностей (энцы, ненцы, нганасаны, селькупы) сойоты берут свое начало в Восточных Саянах и принадлежат к самодийской группе народов. Местное самоуправление Окинского района последовательно добивалось признания статуса сойот и 24 марта 2000 года президент Российской Федерации В.В.Путин подписал указ о включении сойот в перечень малочисленных народов России.
Взлетающий беркут – древний тотемный знак сойот установлен на центральной площади села Сорок. Взлетающий беркут всем нам напоминает о наших стремлениях в будущее, к возрождению сойотского народа и его культуры. Это место компактного проживания сойотов, есть краеведческий музей, туристско-информационный центр, сувенирная лавка.
Традиционные виды хозяйства современных сойотов – оленеводство, яководство

Топонимика района

географические названия населенных пунктов района, их происхождение, смысловое значение

Ока (Аха) возможно результат народной обработки иноязычного названия и связан с тем, что она самая большая река, стекающая с Восточных Саян в р.Ангару. (Аха — старший). Из легенды о двух братьях — охотниках название Аха дано младшим братом месту, где погиб старший брат.
Мунко-Сардык — высочайшая вершина Саяна (3491 м). Бурятское произношение - Мунхэ-hарьдаг, иногда Мунхэ
Сагаан hарьдаг — вечно белый голец, т. к. вершина его одета вечным льдом и снегом. Мунку-Сасан (3126 м.) –
вечно снежная гора, что соответствует действительности; сасан – снег.
Хан-Ула. По легенде, на самой высокой точке горы Хан Ула хранятся стрелы Гэсэра. По версии, рассказанной краеведом К. Д. Тулуевым, хранится и меч Гэсэра; были очевидцы, которые видели их. Со всех сторон долины Оки, зажатой с юго-востока отрогами Хан-Ула, а с северо-запада гольцами Гурбан-Хайрхан, виден останец - сэргэ. В народной памяти сэргэ — коновязь сказочного коня Гэсэра. Волшебные аргамаки других эпических героев останавливались у Тураг Шулуна.
Обоота-Тала. Здесь имеется скалистая местность – «байса» с почти вертикальными отвесными скалами, где в былинную эпоху произошла битва богатырей. По народной молве, там до сих пор находятся панцирь, звенья кольчуг, остатки лат баторов.
Жом-болок. От вулкана Перетолчина тянется лавовый след длиною около пятидесяти километров, который доходит до урочища Сайлаг. Эту лаву связывают с битвой Гэсэра и Гал-Нурма-Хана. Дворец Гал-Нурма-Хана был расплавлен и превращен в лавовый поток. Читать далее

Культура и традиции района

PapaevaПапаева Ешен Хайдуковна родилась в 1915 году в улусе Барунгол. С детства ее окружала атмосфера ремесла. Мужчины в их роду занимались прикладным искусством. Отец – Хайдаб Сыденович отлично чеканил из металла ювелирные изделия, а так же изготавливал кухонную утварь из дерева и металла. Ешен Хайдаковну шить научила бабушка Долгор. С ней она обрабатывала овчину, оленьи шкуры и изготавливала одеяла, подстилки, овчинные шубы, куртки - тэрлиг и другие изделия.

В свое время Ешен Хайдуковна одела всю родню. У нее дома можно было увидеть тэрлиг летний на подкладе, летний халат из тонкого шелка.
Как рассказывала Ещен Хайдуковна: «короткий тэрлиг представлял собой куртку для домашней работы.
У платья юбка спереди собрана складками, т. е. лиф отрезной по талии. А спинка платья - цельновыкроенная, чуть расклешенная. На внутренней полочке (зосоо энгэр) тэрлиг и платье имеют накладные карманы. Рукава цельновыкроенные , т.е. отсутствует плечевой срез. По краю рукава, а так же по характерной конструктивной линии лифа (сээжэ) тэрлиг обработан материалом другого цвета, а платье – тесьмой». 

В с. Саяны проживали Галсанова Цэпил Пурбуевна, Патархеева Ешин –Хорлу Хайдаковна, Галсанова Бальжид Гундыновна. Они тоже шили shkuraбурятскую одежду и обувь, овчинные шубы, а также старым способом обрабатывали шкуры животных. У мн огих можно было встретить
ручную кожемялку-тальти. Галсанова Бальжид Гундыновна дала описание сарпаана (hамган дэгэл), который носили в ее далеком детстве. Основным материалом для изготовления национальной одежды служил чесуу, который завозили из Монголии. На изготовление туруу( на местом наречии- нюдарга) нужен материал- хоргуй. По конструктивной линии сээжэ нашивалась тесьма - хошоо, которую плели в ручную.

национальный состав

история их появления, вклад личности и персоналий в    развитие района, республики.

национальные костюмы 

бурятский национальный костюм 

bur kostum devushki

                                 bur kostum                         

 

Язык, особенности диалекта

  Характерные особенности языка
  видеоролик: небольшой сценарий на бурятском языке, отражающая традиции или обычаи бурят района
  видеоролик: произношение одного и того же текста


 Интересные обычаи и традиции народов, проживающих на  территории района

tradiciiНаиболее богат загадками репертуар взрослого населения. Однако активным источником загадок остается реальная жизнь людей. В них нашли отражение свойственные нашему народу бытовые черты, жизненный уклад, обычаи, его этнографические детали, географические названия, топонимы и т.д.
Тэнгэриhээ тээтэй
«Айлай газаагуур ажалтай,
Амбаарай хажуугаар байратай» (нохой),

«Арын модон                                                                                     
Артагаршье hаа,                                            
Буртагаршье hаа
Буян hайтай» (арса),

obuchaiБлагопожелания раскрываются в естественных условиях своего бытования. Таковыми являются различные торжества, праздники, особенно свадьбы, требующие обязательного присутствия добрых пожеланий.
Многие благопожелания передаются в песенной форме. Некоторые из них по своему построению близки к магтаалам-восхвалениям.

 

Жалгын уhанай үгыдэ
Жараахай хаанаhаа байхым?
Жаргаланта эжын үгыдэ
Бидэнэр хаанаhаа байхабибди?
Хадын уhанай үгыдэ
Хадаран хаанаhаа байхым?
Харамта иибиин үгыдэ
Бидэнэр хаанаhаа байхабибди?
Ахынгаа ара дабахадаа
Алаг мориндоо найдахымаа
Олон зон соо ябахадаа
Ахай шолмодоо найдахымаа

manchanova zМанханова Зинаида Самбуевна

Окинский район богат самыми различными песнями. Песни отличаются большой художественностью. Песенное творчество характеризуется не только богатством идейного содержания, но и жанровым многообразием.
Песни звучат эмоционально, тепло, слова и музыка «идут от всего сердца» исполнителей и творцов песен, отличается своеобразным напевом, мелодией.

 

 

Легенды

chrevoС Окинским районом связано имя мифического Абай Гэсэр Богдо-хана, о легендарных подвигах которого сложено великое сказание, улигер «Абай Гэсэр». Согласно сказанию, в этих землях произошло сражение Гэсэра с главным его противником Гал-Дулмэ-ханом. О мифических подвигах этого богатыря напоминают многочисленные легенды и местные названия природных достопримечательностей. В 1995 г. вся Бурятия широко отмечала 1000-летие бурятского героического эпоса «Гэсэр». Землей Гэсэр-хана называют Окинский skal okрайон в Восточных Саянах.
В местности Нухэн Дабан есть 3 прохода и вот что я узнала по рассказам нашего гида, нашего знатока местной легенды Аюшеева Норба-ламы:
- расколотая скала, которая появилась по эпосу Гэсэра: Гэсэр, сражаясь со своим врагом, пустил стрелу и эта стрела пролетела через скалу в Алханае Агинского района, Нухэн Дабан Окинского района и в Аларии;
- так называемое «Чрево Матери», пройдя через него, возникает ощущение младенца, как будто вновь родился; Читать далее

Религия

Вероисповедание жителей района, формы религий

r3 okiС середины XVIII века началось распространение буддизма в Забайкалье. С этого времени буддийская религия r2 okiполучает признание Российского правительства и наряду с христианством стала считаться государственной религией. В то время императрица Елизавета Петровна официально разрешила бурятам проповедование буддизма.
Массовое приобщение бурятского населения Оки к буддийской религии произошло в конце XIX века, особенно в начале XX века. С 1904 года в местности Жэлгэн началось строительство дацана и здесь стало прочно утверждаться буддийское духовенство.
В доламаистский период в Окинском крае существовало шаманистское верование. В каждом улусе имелись культы хозяев местности, которыми являлись духи предков и родовых шаманов. Согласно исследованиям Г.Р.Галдановой «в Оке много гор, которые почитаемы, к которым обращаются ее жители во всех случаях жизни». Читать далее

r okiВ 2003 году у устья реки Белый Иркут ламой Данзан-Хайбзун было освящено новое место проведения ритуалов, не далеко от устья реки Белый Иркут, выше по течению основного Иркута, слева от трассы сразу за мостом на небольшом возвышении, где установлены ритуальные сооружения. Лама – гелонг Самаев назвал эту вершину «Сибирской Фудзиямой». На Байкал и Хубсугул он смотрел, как на глаза планеты и на Шумак, как на ее третий глаз. Расположение природных объектов отвечает этому – можно это воспринимать и в качестве сравнения.

В начале мая подходы к Мунко-Саридак на пару недель превращаются в место паломничества сотен и даже тысяч туристов – от новичков и до «снежных барсов».
Ежегодно молодежное объединение «Молодежь Оки» выезжает в майские праздники на Мунко-Саридак. Увеличивается число посетителей молебна, кроме наших Окинских приезжают также гости с Тункинского района, Монголии и других регионов федерации, а также можно наблюдатьroki4 иностранных гостей – туристов. После молебна проходят концерт и соревнования по национальным видам спорта.
roki5Окинский дацан «Пунцогнамдоллинг» Это самый высокогорный из российских буддийских храмов, расположенный чуть западнее горы Мунко-Саридак- высочайшей вершины Саян. Как правопреемник исторического Жэлгинского дацана он продолжает традиции северного буддизма. Настоятелем дацана в настоящее время служит Норбу лама Аюшеев. Что интересно, недалеко от Окинского дацана находится пещера, которую еще около 100 лет назад буддийские монахи использовали для медитаций. Эту традицию продолжают служители современного Окинского дацана. Они следят за порядком в пещере, где царят тишина и мрак, и периодически уединяются в ней, проводя сеансы глубокой медитации. Внизу пещеры находится источник Аршан. Стало традицией у молодоженов, в день свадьбы, после посещения дацана, приезжать сюда, на это святое место.

 

 

Предыдущая страница Следующая страница