Надпись

VirBur1

Поиск

Краеведение

Родословные  района

rodosl2Тугнуйские буряты произошли от 11 хоринских родов. Хори буряты - хозяева пяти видов скота и исконные охотники жили к западу от Ариг - Ус - Байкала в стране Баргуджин Тукум. По преданиям в этой стране у подножия горы Бархан уула жил Барга - Баатар, у которого было трое сыновей.

Сыновья выросли и их отец стал делить между ними свои земли: старшему сыну Олюдай он отдал Алтай и Хангай, среднего сына оставил у берегов Байкала, а младшему сыну Хоридой выделил земли в Хори, Кижинге, Заиграево, Мухоршибири, Бичуре, Чите, Аге. В старинных бурятских летописях сообщаются достоверные сведения о Хоридой Мэргэне.

Он имел трех жен: Баргуджин - гуа, Шаралдай, Нагатай. От первой жены родилась одна единственная дочь Алан - гуа, от второй родились сыновья Галзуут, Хуасай, Шарайт, Гучит, от третьей - Харгана, Худай, Бодонгут, Хальбин, Батанай, Сагаан. Все они образовали 11 хоринских родов.

Хори - буряты большие кочевники Азии. Известно много преданий, много племен и земель, связанных с ними, которые встречаются в самых разных местах. Представители всех 11 хоринских родов живут во внутренней Монголии, Калмыкии, Халха - Монголии, Усть - Орде, Агинском округе, монголы, живущие в Тибете называют себя хори.

Жители восточных районов республики, в том числе тугнуйские буряты, ведут свою родословную от Хоридой Мэргэна.

В XVII веке хори буряты стали поданными Российского государства. На землях хоринских родов появилось много русских острогов, защищавших интересы Белого царя. Нередко во главе их становились люди недобросовестные, наносившие обиды хори бурятам, осквернялись священные места и т.д. Не раз они обращались к воеводам Нерчинска и Иркутска, но многие вопросы не решались.

В начале XVIII века положение ухудшилось, стала невыносимой жизнь хори - бурятов. Тогда предводители 11 хоринских родов созвали большой суглаан - собрание, на котором решили снарядить делегацию к Белому царю с жалобой на действия местных представителей русских властей.

Топонимика района

село Бар. Расположено в 35 км к северо-западу от села Мухоршибирь, по восточной стороне федеральной автомагистрали Р258 «Байкал», в 5 км к югу от границы с Тарбагатайским районом. Находится на южной стороне хребта Цаган-Дабан, в межгорной долине речки Барки (правый приток Тугнуя), текущей вдоль восточного края села.

улус Бом. Расположен на автодороге местного значения Хошун-Узур — Саган-Нур в 41 км к северо-востоку от районного центра, села Мухоршибирь, на правом берегу реки Тугнуй.

село Калиновка. Расположено в 55 км (по автодороге через Хошун-Узур) от районного центра, села Мухоршибирь, в верховье речки Галтай при впадении ручья Филиппова, на южной стороне хребта Цаган-Дабан.

улус Кусоты. Улус расположен у подножия хребта Цаган-Дабан, по северной стороне автодороги местного значения Хошун-Узур — Саган-Нур, в 62 км к северо-востоку от села Мухоршибирь, на правом берегу речки Кусоты (правый приток Тугнуя), при впадении в неё речки Дабан-Аман. В 7 км к востоку от улуса находится посёлок Саган-Нур.

село Мухоршибирь. Расположено в 118 км южнее Улан-Удэ на федеральной автомагистрали Р258 «Байкал», на речке Мухоршибирке, левом притоке реки Сухары. Название Мухоршибирь происходит от бурятских слов «мухар» – «тупик, конец, край», и «шэбэр» – «чаща, густой лес».Читать далее

 

Культура и традиции района

 

Национальные костюмы жителей района (семейские, татары, буряты) 

На территории района, общей площадью 4539 кв. км, расположено 29 населенных пунктов, объединенных в 16tataru сельских поселений, в которых проживает 25,0 тыс.чел. muzh

                   star1                               

 

     

nac kostumТрадиционная мужская одежда бурят была двух видов: дэгэл (зимний халат) и тэрлиг (летний). Верхняя одежда была, как правило, прямоспинной.

Зимняя одежда шилась из овчины и окантовывалась бархатом и другими тканями. Повседневный дэгэл покрывался хлопчатобумажной тканью, а праздничный – шелком,бархатом и т.п.

Дэгэл шили из голубой (синей) ткани, редко он был коричневого, темно-зеленого или бордового цветов.

Обязательным элементом мужского халата был пояс. Цельнокроеные рукава как летних, так и зимних мужских халатов дополнялись манжетами - "туруун"(копыта)

 история их появления, вклад личности и персоналий в   развитие района, республики.

национальные костюмы бурятский национальный костюм.

Женская одежда строго соответствовала возрасту женщин, и менялась с переходом их из одного возрастного периода в другой, а также с изменением положения в обществе, семье.

Женский костюм больше, чем мужской, сохранил родоплеменные и традиционные особенности.zhensk. kost

По сезону: зимняя, осенняя, летняя.

Зимнюю шили из дымленых овчин (осенних или зимних). Осеннюю одежду (сээжэ дэгэл) готовили из различных тканей или бархата, чесучи, на мерлушковой подкладке с подолом на вате или на подкладке из бязи и коленкора.

Летнюю одежду шили из дабы, чесучи, парчового шелка на подкладке из бязи, полотна, ситца.

На территории района, общей площадью 4539 кв. км, расположено 29 населенных пунктов, объединенных в 16 сельских поселений, в которых проживает 25,0 тыс.чел.

 

 Интересные обычаи и традиции народов, проживающих на  территории района

bur. kostПесенная традиция тункинских бурят, поражающая разнообразием песенных жанров, богатством поэтических образов и красотой напевов, в настоящее время сохраняет свое активное бытование.

Песни у тункинцев обозначаются этническим термином дуун («песня», мн. ч. дуунууд). Они представлены обрядовыми, эпическими и лирическими песенными жанрами, каждый из которых имеет собственное этническое название.star

  

На севернорусское влияние в семейской свадьбе указывает театрально-драматический характер и минорный тон обряда.

Бывшие староверы и сейчас еще иногда разыгрывают многие моменты старой свадьбы, как бы инсценируя их в расчете на зрителя.

Драматизируются, например, такие эпизоды, как купля-продажа невестиной косы и места возле невесты, вывод невесты к  жениху перед регистрацией. При выкупе косы подруга невесты требует выкупа за косу (красоту), которую символизируют ленты, прикрепленные к палочке, произнося распространенную поэтическую формулу:

Чем торгуешь? Русой косой, Девьей красой. Чего она у тебя стоит? Конь с седлом, Коробка с серебром.

 

 

Легенды 

legend.jpg1

Казачий утес- с этого утёса казаки, построившие первые пикеты на месте Старого Загана, оповещали огнём о приближении врагов.

        

 leg2

 

 

Игнатьева гора - названа в память казака Игната.

Для строительства домов валили лес на горе, у подножия которой поселились. 

 

leg3Легенда Матвея Стефановича о названии села Заган. У подножия Заганского хребта, на берегу небольшой речушки, поселились пришедшие с севера люди тюрского происхождения (предположительно из племен баргутов, харанутов).

Вождя племени звали Заган ка. А когда пришли сюда казаки, они стали называть эту речку За ганка, а затем и своё поселение стали называть Заганом.

         

 

                          

leg4Расскажи, Халзан! (Легенда)

Есть в Загане Халзан. __

По Бурятии много их лысых Гор, доставшихся нам От событий когда-то здесь бывших.

И Халзан надо мною.

Тихо дремля, лежит.

 

 

 

 

 

Предыдущая страница Следующая страница