Надпись

VirBur1

Поиск

Краеведение Кяхтинского района

Родословные  района

Табангуты

ТабангутыВ период с 1646 по 1691 гг. табангуты кочевали «где-то в бассейне реки Селенги, по крайней мере, к востоку от неё, доходя до Еравнинских озер…».     

Табангуты постоянно вступали в конфликт не только с соседними племенами, но и с русскими служилыми людьми. Это ситуация продолжалась до 1689 года

10 января 1689 года шесть тайшей дали шерть (присягу) «о вечном оных тайшей  подданстве российскому престолу».     

20 августа 1727 года представитель России Савва Рагузинский подписал Буринский договор, по которому  устанавливалась государственная граница.     

27 августа 1727 года табангуты вступили на службу российскому императору по охране государственных границ.

Топонимика района

На территории Кяхтинского района располагаются 2 городских и 15 сельских муниципальных поселений. Каждое поселение имеет свой административный центр, большинство объединяет несколько сел.

Городское поселение Город Кяхта - г. Кяхта
Городское поселение Наушкинское - пгт. Наушки
Сельское поселение Алтайское - улус Усть-Дунгуй
Сельское поселение Большекударинское - п. Октябрьский
Сельское поселение Большелугское - улус Большой Луг
Сельское поселение Зарянское - село Унгуркуй
Сельское поселение Кударинское - село Кудара-Сомон
Сельское поселение Малокударинское - село Уладый
Сельское поселение Мурочинское - улус Мурочи
Сельское поселение Тамирское - село Тамир
Сельское поселение Первомайское - улус Ара-Алцагат
Сельское поселение Субуктуйское - улус Субуктуй
Сельское поселение Усть-Киранское - село  Усть-Киран
Сельское поселение Усть-Кяхтинское - село Усть-Кяхта
Сельское поселение Хоронхойское - посёлок Хоронхой
Сельское поселение Чикойское - село Чикой
Сельское поселение Шарагольское - село Шарагол

Культура и традиции района

Кяхтинский район стал родиной и домом для людей разных  национальностей и конфесий.  По переписи населения  2002 года в районе проживают  людей в большей степени 11-ти  национальностей.

Население Кяхтинского района Республики Бурятия в основном составляли русские и буряты. Помимо чего, привали семейские старообрядцы, незначительное число евреев, цыган и временно проживающие китайцы. А также украинцы, белорусы, эвенки.
 

Вклад личности и персоналий в развитие района

Национальные костюмы

Национальный костюмНациональный костюмНациональный костюмНациональный костюм

 

 

 

 


        

 

Национальный костюмНациональный костюм

 

 

 

 

 

 


 Язык, особенности диалекта

Интересные обычаи и традиции народов, проживающих на  территории района

  • sl1
  • sl2
  • sl3
  • sl4
  • sl5
  • sl6
  • sl7

 Легенды 

Воспоминания Беликовой Татьяны Васильевны

Откуда появилось название «Падь Штаб-лекарская?»

Беликова Татьяна ВасильевнаКогда я была маленькой, мы с отцом часто летом и осенью на лошади, за-пряжённой телегой,  ездили на сенокос или собирать ягоды и грибы. Семья была большая, поэтому ягоды, грибы и орехи были хорошим подспорьем в семье, да и сенокос располагался в окрестностях города. Эти поездки в детской памяти са-мые светлые и очень мне дороги как память об отце – Зеленецком В.И. Отец ро-дился и жил в Кяхте и хорошо знал историю города. Одну из легенд он рассказал мне.

Есть у нас гора Бургутуй, а за этой горой есть падь, которую называют «штаб-лекарская». «Откуда такое название?» - спросила я родителя, и вот что он мне поведал: оказывается, в конце XVIII – начале XIX веков в этой пади находи-лась заимка (развалины и сейчас можно увидеть) Карпа Анурьевича Петрова – полкового лекаря. Сам он не из наших мест, попал сюда волею судьбы. Он слу-жил полковым фельдшером в армии, которой командовал А.В. Суворов, и вме-сте с ним участвовал в Итальянском походе 1799 г. Служил, видимо, хорошо, т.к. сам Суворов знал его и после похода дал рекомендацию на службу полковым фельдшером в Сибири. Карп Анурьевич был здесь сначала военным, а затем гражданским служащим. Семья у лекаря была большая. Чтобы прокормить всех, он вынужден был заниматься сельским хозяйством. Для этой цели он со своими сыновьями построил загоны для скота и дом (следы построек можно заметить и сейчас). Вот отсюда и пошло название этой пади.

Я выросла, окончила институт и стала работать в школе историком. Я часто вспоминала рассказ моего отца, мне хотелось побольше узнать о судьбе челове-ка, в честь которого падь названа Штаб-лекарской. За помощью я обратилась в наш краеведческий музей имени Обручева, мне там дали интересные документы об этом человеке, который лично служил с А.В. Суворовым, оказывается, полко-водец завещал своим потомкам заботиться о судьбе детей лекаря. Один из по-томков полководца помог определить на службу сыновей Карпа Анурьевича Петрова, прожившего до 90 лет и похороненного в Кяхте.

Вот так удивительно связана судьба преданного солдата и военного полко-водца с нашими местами.

Легенда, рассказанная Цыдыповой Венерой Найдановной

 Религия

Храм

hram2hram1

 

 

 

 

 

 

 

  • sl1
  • sl2
  • sl3
  • sl4

Обращение отца Олега церкви Успения г.Кяхта

Обращение Баир Ламы

 

Предыдущая страница Следующая страница