Надпись

VirBur1

Поиск

Краеведение Курумканского района

Родословные  района

Четыре рода племени эхирит: hэнгэлдэр, Сэгээнут, Абзай, Эмхэнут – тотемным животным считают пестрого налима (в переводе на бур.яз. Эреэнгутаар) По преданию сам Эхирит родился от пестрого налима и береговой щели Байкала.

totem

Топонимика района

Алла - река, правый приток реки Баргузин.
Алла, улус, Курумканский район. Название образовано от эвенк. олло «рыба».Название образовано от гидронима Алла.
Аргада, левый приток реки Баргузин. Вероятно, в основе эвенк. арга «возможность, иметь возможность»
Аргада, улус в  Курумканском районе. Название дано по реке Аргада.
Арзгун – название населённого пункта. Возможно от русского «разгон».
Барагхан  - село, возможно слово эвенкийского происхождения, так как имеет эвенкийский суффикс «хан»
Баргузин, река, третий по величине приток оз. Байкал. Берёт начало в северо-западных отрогах Южно-Муйского хребта.

По Мельхееву М.Н. река «названа по имени древнего племени баргутов. Баргуты (бургуты) жили в Прибайкалье, в стране «Баргуджин –Токум», упоминаемой персидским историком XIV в. Рашид-ад-дином в его «Сборнике летописей».Этноним баргут происходит от слова барга, что означает в некоторых бурятских диалектах «глушь, глухомань, окраина»; при помощи суффикса множественного числа –ут образуется собирательное название барга+ут, отсюда баргут, баргут-жин, баргажан, баргузин, т.е. баргузинцы «жители окраины». Баргузин – одно из дренейших названий, зафиксированное в документах. Оно неоднократно упоминается в «Сокровенном сказании» (1240 г.). В середине XIII в. венецианский путешественник Марко Поло дал описание «равнины Бангу, или Баргу» (Мельхеев М.Н., 1969, С. 115).

Эвенкийские предания также утверждают, что до прихода в долину тунгусов, здесь жили баргуты. Название же «Баргузин» означает от эвенкийского «баргусин» - «переправиться на ту сторону реки». Некоторые учёные считают, что название «Баргузин» якутского происхождения, означающее «потустороннюю страну», если ориентироваться со стороны Западного Прибайкалья, где жили предки якутов.

Читать далее

 

Культура и традиции района

 национальный состав

Буряты — 65,4 %;
Русские — 30,7 %;
Эвенки — 2,3 %;
Татары — 0,8 %;
Украинцы — 0,1 %;
Белорусы — 0,1 %;
Азербайджанцы — 0,1 %;
Другие народы — 0,5 %.

even1Эвенки. Становление и развитие тунгусской этнической общности происходило в основном в пределах горно-таежной зоны, простиравшейся от верховьев Амура на востоке до Прибайкалья на западе, т.е. преимущественно на той территории, которую занимают в настоящее время буряты. Согласно материалам Г.М. Василевич, впервые названия эвенкийских родов были зафиксированы в Баргузине в XVII в. В этом разделе рассмотрен родовой состав эвенков. По данным переписи населения 1989 г. в Курумканском р-не проживало 304, в Баргузинском - 38 представителей эвенкийского этноса, а в целом по республике - 1679 чел.
Буряты. Согласно "Летописи баргузинских бурят", переведенной на русский язык Ц. Сахаровым в 1887 г., буряты переселились в Баргузин из Верхоленского округа Иркутской губернии в 1740 г. Прибывшие сюда первые 100 семей стали родоначальниками баргузинских бурят. Согласно источникам, представители бурятских родов ранее не раз бывали в Баргузинской долине [Румянцев, 1956], но до начала ХУШ в. переселения происходили небольшими группами. И лишь в 1740 г., через озеро Байкал в Баргузин произошло массовое переселение под предводительством Андрея Шебшеева. Одним из самых многочисленных родов бурят Баргузинской долины считается эхиритский род hэнгэлдэр. Этнограф Г.Э. Дамбаев, коренной баргузинец, первоначальный родовой и племенной состав баргузинских бурят представляет в следующем виде: 1. племя Эхирит —роды сэнгэлдур, шоно, баяндай, абзай, эмэхэнут, цэгэнут; 2. племя Булагат - род хурамша; 3. племя Хори - род галзут [Дамбаев, 1970].

even2Придя в Баргузин, вновь переселившиеся буряты застали здесь эвенков и русских. Вскоре произошли споры между бурятами и эвенками из-за земельных угодий. Селенгинский воевода бригадир Якобий 16 апреля 1745 г. указом велел наделять прибывших из Анги бурят землей по Баргузину [Румянцев, 1956]. Говорят, что с этого времени и произошло официальное название "баргузинские буряты" [Румянцев, 1956; Дамбаев, 1970]. Следует отметить, что в Баргузинскую долину буряты прибывали и из других мест. Например, в конце 1861 г. после провала и затопления Сагаанской степи (ныне Кабанский район) в Баргузин переселилось более 10 семей кударинских бурят шоноевского рода племени Эхирит. Современное бурятское население в долине насчитывает около 20 тыс. человек

Русские. Русские появились в Баргузине вслед за эвенками, но раньше, чем буряты. В 1648 г. был основан Баргузинский острог. В районе Баргузинского острога было несколько зимовий, насчитывающих, как правило, не более 5 дворов. Жили в этих деревнях чаще все те же служилые или казаки. Создание русскими селений в Курумканском районе началось в первые десятилетия XX в. Формирование постоянного русского населения в верхней части

bur1Баргузинской долины, а также в нижнем течении р. Баргузин было связано с поисками мест, удобных для земледелия. Русские в основном проживают в поселке Баргузин, селах Курумкан, Усть-Баргузин, Уро, Читкан, Юбилейное, Макаринино, Зорино, Могойто, поселке Майский. Их численность - более 25 тыс. человек.

bur2Евреи появились в Баргузине в ЗО-е годы XIX в. после подавления польского восстания 1830-1831 гг. По численности в городе Баргузине евреи стабильно занимали второе место после русских. По материалам Первой всеобщей переписи населения 1897 г., евреи составляли почти 33 % населения Баргузина [Кальмина, 1998]. По материалам переписи 1989 г. их численность составляла-73 чел.
 
Значительный приток татар произошел при выполнении союзной программы по переселению (конец 30-х- середина 50-х г.). В 1940-х гг. в с.Арзгун и Аргада появились семьи репрессированных из Татарстана. Они здесь нашли вторую родину. Местные буряты и татары быстро подружились и породнились.

В Аргаду  китайцы прибыли в конце 20-х- начале 30-х годов, и основали поселение в трех километрах от села Аргада. Место это назвали «Шанхаем».  Китайцы в основном занимались огородничеством, делали кирпичи на кирпичном заводе, первыми провели оросительную систему- канавы. Вся работа проводилась вручную. С самой ранней весны корчевали и копали землю, на новом участке высаживали картофель, капусту, лук и другие овощи.  

Современная этническая ситуация. Курумканский и Баргузинский районы Республики Бурятия образуют единую культурно-религиозную провинцию не только по географическому признаку, но и по тому, как происходила история заселения данного края. Современная этническая карта Баргузинской долины представлена следующим образом. Эвенки компактно проживают в с. Алла, с. Улюнхан; буряты проживают в с. Баянгол, Хилгана, Соёл, Борогол, Улюн, Улюкчикан, Ярикта, Элысун, Барагхан, Хонхино, Аргада, Арзгун, Алла; русские живут в п. Баргузин, с. Курумкан, п. Майский, с. Могойто, с. Сахули, с. Уро, с. Читкан, с. Юбилейное, с. Ина, с. Бодон; татары живут в с. Арзгун, с. Борогол.

 Язык, особенности диалекта

Интересные обычаи и традиции народов, проживающих на  территории района

Легенда «Бууралтаар, Сахилтар»

goraОдно из красивейших мест  всего мира - это Аллинский  аршан. Это удивительное место расположено в 7 км. от села Алла в ущелье гор. Красотой и величием Аллинского аршана удивляются, восторгаются и поклоняются те, кто хоть раз побывал здесь. Среди скалистых и неприступных гор и зеленого лесного массива отчетливо видны 2 скалы, расположенные в самом ущелье – священные горы Бууралтаар и Сахилтаар.
Существуют две легенды происхождения этих скал. По одной из них большую из вершин Бууралтаар дыренцы интерпретируют так: буурал баабай – седой мужчина, умный, уважаемый. «Бууралтаар баабай» - так обращаются к духу, который олицетворяет эту вершину. Вторая вершина Сахилтаар - хатан. Сахилтаар от слова Сахилзама – блестящая, красивая. Согласно легенде, третья, маленькая скала, это их дочь, а самая маленькая и острая вершина – это их сын. ( рассказал Ринчинов Цыдып Эрхитуевич 1928 г.р., проживающий в с. Алла)
А вторая легенда эвенкийская. «Давным-давно между эвенкийскими родами шла долгая вражда. Люди убивали друг друга. Угу-Буга, верхний владыка, велел своим сыновьям спуститься на Землю и примирить людей. Они спустились по радуге на Землю и примирили всех. Пришло время вернуться на Небо. Братья на боевых конях поднялись на вершину горы, и когда спустилась радуга, оставив коней, они вернулись на Небо. А кони превратились в каменные скалы. И по масти коней Сэкир, Буурул названы Сахилтар и Бурултар. С тех пор эвенки живут в мире и согласии между собой и с другими народами».  (рассказала  Делбоновой А.Н.)

Предание об озере Болонтомур.

 leg2Одно из главных священных мест Баргузинской долины находится в верховьях  реки Баргузин, у озера Болонтомур. Интересно предание об озере Болон томур, записанное  в Баргузинской долине. Из рассказа Степанова Ц.Ц.:«Приходим в верховье Баргузина, на Болонтумур – есть на карте такое озеро, вот и туда-то молимся. Это чтоб дождя больше дал, урожай дал, то, другое, здоровье было» (записано 14 марта 2012 года). «Болонтумур» - слово эвенкийское, утверждает Степанов Ц.Ц. (с. Улюнхан). По его словам, оно произошло от эвенкийского «булэн» - война («булэнтэму» - несущая разбой, вражду). И легенда гласит, что в это место убежал мальчик от своего злого хозяина, у которого пас оленей. Долго, до 125 лет, жил он у этого озера. В озере было много рыбы, и жил на этой рыбе. Однажды пришли откуда-то воинственные племена, старик бросился в озеро, чтоб переплыть на другой берег с криком, прося помощи у своих богов: «Бэлэкэллу! Булэнтэму!» (Помогите!Нападают!).

 Религия

Шаманизм

Шаманские верования в долине реки Баргузин имеют древнюю историю. Это связано с тем, что на развитие региона оказали влияние культуры нескольких народов. Шаманизм - (от эвенкийского - шаман, саман - возбужденный, исступленный человек) - одна из самых ранних форм религии в Бурятии, представляющая собой целостную систему языческих верований и культов.

Бурятский шаманизм выделялся целым рядом особенностей: представлением о высших божествах, сложной системой обрядов и жертвоприношений, делением шаманов на белых и черных, особой школой шаманского посвящения и т.д.

Главным культовым объектом в Баргузинской долине по праву считается священная гора Бархан-уула. Святая гора Бархан считается местом пребывания небесных богов. Священной горе молятся из многих мест, четыре из которых наиболее посещаемы. Одно из них расположен рядом с автотрассой Баргузин-Курумкан и используется как табиса и обоо, второе в глубине леса, рядом с домом отдыха - обоо для проведения обрядов, ритуалов. Остальные два расположены на значительном расстояние от горы Бархан Ундэр они также используются для проведения шаманских обрядов. Культовые места имеются в местностях Боолон-Тумэр, Шиизга, Галтай  и др

На севере и на юге долины реки Баргузин находятся два важных для населения культовых места, покровительствующих водной стихии: священная гора Святой нос – Хилмэн –хушуун  и гора у оз. Боолон-Тумэр.
Одним из самых важных объектов культа на севере района является исток реки Баргузин под названием Боолон-Тумэр.

У озера Болоон-Тумэр проводятся обряды поклонения духам Воды и Земли. Обращения к ним содержат просьбы о ниспослании дождя, густого травостоя, здоровом приплоде скота, чадородии.
По данным Министерства юстиции в районе зарегистрирована и действует местная религиозная организация шаманов Баргузинского и Курумканского районов «Бархан», созданная шаманами Цыцыковым Б.Ц., Хобраковым Б.Б., Эрдынеевым С.Б., которая имеет юридический адрес: Баргузинский район, с. Улюн.

Православие

Рассматривать исторические предпосылки развития православия в нашем районе следует от истории происхождения Курумкана. Как таковые, исторические материалы по истории села отсутствуют. Лишь в небольшой брошюре «Страницы истории Курумканской школы» Г. Э. Дамбаева и Ж. С. Сажинова (1984 г.) в разделе «Из истории дореволюционного периода» говорится следующее: «Тайша Баргузинской Степной Думы Цыдыпжап Сахаров в «Летописи баргузинских бурят» (1887) сообщает, что «около 1884 года в Курумкане был построен инородцами,  без согласия и без уступки земли,  русский миссионерский стан с церковью». Речь идет о крещеных поселенцах из Кудары, прибывших в связи с катастрофическим землетрясением, случившемся в ночь с 11 на 12 января 1862 года, в результате которого, была затоплена водами в устье реки Селенги Цаганская степь с пятью бурятскими улусами. Скот, имущество, часть людей тогда погибли. Оставшиеся жители в поиска жилища и пищи пустились в путь, кто по Хоринскому, кто по Баргузинскому тракту.  Из этой исторической справки получается, что после Цаганского землетрясения в 1862 году выходцы с Байкала стали заселять наш край и основали  село Курумкан. В это время в селе проживало 28 семей, из них 8 семей русских. 25 марта 1868 года было дано разрешение на строительство в селе Курумкан деревянного Православно-Троицкого  храма.

Буддизм

DazanС конца XVIII буддийская вера начинает проникать в Баргузинскую долину. По данным истории это вторая волна распространения буддизма на территории вокруг озера Байкал. О первой волне буддизма известно не очень много, по причине небольшого числа  письменных или других памятников. 15 февраля 1991 года в день Сагаалгана состоялось торжественное открытие Баргузинского дацана «Гандан Ше Дувлин» близ села Курумкан. Баргузинский дацан является проектом Буддийской традиционной Сангхи России. В настоящее время дацан находится в Баргузинской долине в 3 км на северо-запад от села Курумкан.

 

 

  • h1
  • h2
  • h3
  • h4
  • h5
  • h6

 

 

Предыдущая страница Следующая страница