Надпись

VirBur1

Поиск

Образование Курумканского района

Историческая справка

История образования неразрывно связана с историей района, народа, государства. Курумканская средняя школа — одна из старейших в долине Баргузина и самая старшая среди всех школ своего района. История  школы распадается на два периода—дооктябрьский и послеоктябрьский.  Возникновение школы в Курумкане связано с основанием среди баргузинских бурят в 1884 году второго (после Улюнского) миссионерского стана.

sh1В 1884 году   иркутским купцом А.П. Брянских  была построена в Курумкане церковь. При церкви   была открыта церковно-приходская школа с шестью учениками. Учителем был поставлен младший служитель церкви – крещеный хоринский бурят Григорий Стуков (Балбар Юндунов—Ж.С.). Главной задачей школы было – обучать детей молитвам и чтению азбуки.
Первыми учениками были Щербаков Мефодий, Липин Павел, Балдаков Шато, Шанюшкин Константин, Бурцева Евгения и два брата Капустины. Так школа просуществовала до 1917 года.

Несмотря на чрезвычайную трудность развития школьного дела в годы гражданской войны, по пути коренной перестройки школьного дела был сделан значительный шаг: проводились конкретные мероприятия, направленные, прежде всего на отделение школы от церкви, построение ее на новых демократических началах, перестройку всего содержания и методов учебно-воспитательной работы школы.

К 1923 году, из 10 школ Баргузинского аймака Бурятской АССР только одна была трехкомплектная. Это Курумканская единая трудовая школа I ступени. С этого времени она, имея за плечами почти сорок трудных лет, стала бурно возрождаться в условиях Советской власти.

sh2В 1923 году было решено построить в с. Курумкан новое школьное здание сразу с четырьмя классными помещениями и с квартирой для заведующего школой. Осенью же этого года школа справила новоселье. Заведующим был назначен Радна Хайдапович Харпухаев, окончивший в 1916 году Красноярскую учительскую семинарию, человек высоко интеллигентный, пользовавшийся среди населения огромным авторитетом.

В Курумканской начальной школе уже в те годы работали лучшие учителя, по тому времени образованные, такие как В.Ф. Пляскин, супруги В.А. и С.В. Говорины, Э.А. Аюшиев, братья Р.Х. и З.Х. Харпухаевы и др.

sh3Весной 1924 года состоялся первый выпуск ее воспитанников, которые разъехались со свидетельствами на руках об окончании единой трудовой школы I ступени. В числе первых выпускников тогда были Очир Балдаков, который впоследствии стал первым директором семилетней школы в родном селе; Дугар Манжеев, в 1936 году окончивший Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, кандидат химических наук; Гарма Дамбаев – знатный колхозник, Герой Социалистического Труда, Донгиджаб Уртюбаев – талантливый организатор масс и пропагандист идей партии, доцент Бурятского сельскохозяйственного института и другие.

Визитная карточка системы образования на данный период

Образовательная сеть  Курумканского района представлена 28 образовательными учреждениями с охватом   1986 учащихся:

  • 12 муниципальными общеобразовательными учреждениями;
  • 12 муниципальными дошкольными образовательными учреждениями;
  • 4 учреждениями дополнительного образования детей;

Также на территории района находится:

  •  1 ГБОУ СПО МФ «Байкальский колледж туризма и сервиса»

Сегодня МУ «Курумканское РУО» ведущее звено, осуществляющее государственную политику  в области образования. В настоящее время структура Управления образования представляет административно-управленческий аппарат - 2, информационно-методический центр - 8, централизованная бухгалтерия - 16 и административно- хозяйственный отдел - 8 работников. Управлением образования руководит Василий Цыремпилович Маланов. Управление деятельностью учреждений образования осуществляется через разработку концепций и программ развития на муниципальном уровне. Ключевая роль принадлежит учителю. В этой связи работа информационно-методического центра направлена на развитие творческого и профессионального потенциала учителей, повышения профессионального престижа профессии учителя.

Основным стратегическим ориентиром является Президентская национальная образовательная программа «Наша новая школа» и внедрение ФГОС нового поколения. За время реализации проектов обеспечивается повышение доступности качественного образования через существенное изменение материальной среды школ района, кардинальное изменение технологий работы учителя, эффективных механизмов финансирования школ под решение этих задач. Большой  вклад в формирование современной образовательной системы, инновационных форм обучения и воспитания обучающихся вносят образовательные учреждения района.
 Образовательные учреждения района решают важнейшие социальные задачи, став во многих селах центрами культуры, образования, воспитания, подготовки молодого поколения к жизни в новых экономических условиях. Наши учителя успешно решают сложные вопросы повышения конкурентоспособности своих выпускников в непростых современных условиях.

 

  

Предыдущая страница Следующая страница