Надпись

VirBur1

Поиск

Краеведение Кижингинского района

 

buriatuХори- буряты — самые многочисленные из бурят, потомки племени хори. Слово хори имеет двоякое значение:
повелительная форма от глагола хорихо — "запретить, предостеречь кого-нибудь от совершения того или иного b3поступка";
"двадцать".
Племя хори (хоридой) расселено в Забайкалье и занимает территорию от реки Уды на севере до реки Онон на юге. Основу племени составляют 11 хоринских родов: батанай, бодонгут, галзут, гучит, сагаан, хальбин, харгана, хоацай, хубдут, худай, шарат.
b2Считается, что хори пришли c северного побережья Байкала вместе с племенем первопредка монголов Буртэ-Шоно. Тогда хори носили тотемное имя нохой (собака). Хори-буряты стали причислять себя к бурятам, и называться так только после прихода русских. До этого хори представляли обособленное племя, с давней историей. До этого их называли хорёдами, хориларами, хори-туматами.

 

История хори-бурят

Хоринские рода:

Галзут,  Хуацай,  Шарайт,  Хубдут,  Гушит,  Саган,   Харгана,   Хальбин,  Батанай,
Бодонгут,  Худай

Онгоны: Хэсэтэ хан – Бархан уула, Хойморой хугшэн – Даабай и т.д.

Божества:
Арын 13 ноед (Ольхон);
Сарбали сагаан ноен Худан, Орболи сагаан ноен, госпожа Сохондай
(Хоринский район);
Хелгын эжэн — Шилсаана Буурал баабай, Хилар хатан эжи (Кижинга).

 Родовые племена их тотемы

galzood

Цвет полотна знамени — ярко-красный с золотым обрамлением. Языки — красные. В круге изображение собаки — тотем галзутского рода, наверху написано на кириллице "галзууд", внизу на старомонгольском.

 

chuasai Цвет полотна знамени желтый с зеленым обрамлением. Языки — красные. В круге изображение лося — тотем хуасайского рода, наверху написано на кириллице "хуасай", внизу на старомонгольском.

 

chubdud

 Цвет полотна знамени синий с золотым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение орла - тотем хубдутского рода, наверху написано на кириллице "хубдууд", внизу на старомонгольском.

 

chudayЦвет полотна знамени коричневый с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение рыси - тотем худайского рода, наверху написано на кириллице "худай", внизу на старомонгольском.

 

sharaidЦвет полотна знамени ярко-охровый с красным обрамлением. Языки - красные. В круге изображение изюбра - тотем шарайтского рода, наверху написано на кириллице "шарайд", внизу на старомонгольском.

 

charganaЦвет полотна знамени черный с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение кречета - тотем харганатского рода, наверху написано на кириллице "харгана", внизу на старомонгольском.

 

gushadЦвет полотна знамени малиновый с золотым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение глухаря - тотем гушатского рода, наверху написано на кириллице "гушад", внизу на старомонгольском.

 

bodongudЦвет полотна знамени коричневый с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение кабана - тотем бодонгутского рода, наверху написано на кириллице "бодонгууд", внизу на старомонгольском.

 

sagaanЦвет полотна знамени белый с темно-синим обрамлением. Языки - синие. В круге изображение волка – тотем саганского рода, наверху написано на кириллице "сагаан", внизу на старомонгольском.

 

chalbansЦвет полотна знамени черный с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение колонка - тотем хальбинского рода, наверху написано на кириллице "хальбан", внизу на старомонгольском.

 

 batanaiЦвет полотна знамени зеленый с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение зайца - тотем батанайского рода, наверху написано на кириллице "батанай", внизу на старомонгольском.

 

Топонимика района

  • T1
  • T2
  • T3

Культура и традиции района

национальный состав

история их появления, вклад личности и персоналий в    развитие района, республики.
национальные костюмы
бурятский национальный костюм

chori buriatНа территории района 21 населенный пункт, в которых проживают русские, буряты, а также русские старообрядцы (семейские). Как и повсюду, в районе проживают отдельные представители и других национальностей. Всего на территории района проживает 15,3 тыс. человек. Из них  буряты – 59,09%,  русские – 39,2%,  татары ,  цыгане  и др. -  1,71%.

Самые многочисленные из бурят, потомки племени хори. Племя хори (хоридой) расселено в Забайкалье и занимает территорию от реки Уды на севере до реки Онон на юге. Основу племени составляют 11 хоринских родов: батанай, бодонгут, галзут, гучит, саган, хальбин, харгана, хоацай, хубдут, худай, шарат. Племя хори являлось главным звеном, вокруг которого формировалась бурятская народность.
В духовной жизни наряду с проникшим в XVII в. буддизмом и пустившим глубокие корни на бурятской земле остались пережитки древних шаманских верований. Это почитание особо чтимых Эжинов - духов-хранителей местностей.

staroveriВ XVII в. из центральной России начали отправлять насильственно крестьян-староверов из-за церковного раскола. Так в Забайкалье появились первые семейские. Старообрядцы являются хранителями русской национальной памяти, культурного населения, духовности и самобытности. В их среде бережно сохранена русская народная одежда, удивительные народные песни, мелодии, образы древнерусской литературы, уникальные иконы.
Потомки забайкальских старообрядцев проживают сегодня в Кижингинском районе в сёлах Леоновка, Михайловка, Вознесеновка.

Перед II Мировой войной в республику прибыло много переселенцев из Татарии, Башкирии и других регионов России. tatariТак, в Кижинге появилась семья Шоймордановых. Относясь с уважением и почтением к традициям и обычаям Кижинги, татары не забывают и о своей культуре, отмечая свои национальные дни и праздники, главным из которых считается Рамазан (после великого поста). Также празднуются следующие праздники: Курбан-Байрам (по лунному календарю), Сабантуй, Ураза-Байрам и т. д. (Байрам по-татарски «праздник»). Почти перед каждым праздником проходят молебны, на которых присутствуют только мужчины.
В данное время они проживают в сёлах Кодунский станок, Усть-Орот, Кижинга, Могсохон, Чесан, Хуртэй. На ряду с бурятскими и русскими фамилиями появились татарские: Валиевы, Гарифуллины, Тазиевы, Ахмадеевы, Кашаповы, Шагиевы и т.д.

 Бурятский национальный костюм

bur nac kostumРаспашной халат восточных бурят  отличался наличием в верхней грудной части декоративного выступа борта — энгэр. При крое халата правое верхнее пришивное полотнище первоначально выкраивали по длине от плеча до подола, затем по шее вырезали ворот, а скос верхней части борта делали прямо от линии ворота (на высоте плеча) и до подмышки. Энгэр являлся одним из элементов территориально-родовых различий. Так широкий ступенчатый энгэр, состоявший из последовательно расположенных полос бархата, шелка, обычно светлых тонов, узорчатого шелка темного цвета и с отдельным названием сагаалса был типичен для одежды хоринских бурят. Энгэр из узенькой полоски парчи, шелка яркого цвета, часто красного, отличал одежду хори бурят от представителей других районов Забайкалья.

bur nac zhensk kostumЖенская одежда восточных бурят характеризуется целым рядом контрастных распадающихся деталей. Дэгэл был с запахом левой полы на правую, отрезной ниже талии, с низко спущенным лифом, длина которого доходила почти до середины бедер, и с вшивными широкими вставками у основания, удлиненными рукавами, которые заканчивались обшлагами в виде раструба. Рукава женского платья были также многосоставные: широкие основания в наплечной части стягивались в пустую сборку, образуя буфы. К локтям они сужались, здесь пришивали нижнюю часть рукава (тохоног, булуубша). Ее шили из ткани другого, контрастного цвета или узорной парчи. Места сшивания различных компонентов одежды выделены тонкими полосками красной, желтой, зеленой и оранжевой ткани, узорной парчи, шелка или тесьмы (булуу, тууза). Подол (хормой) был широкий и длинный. Шили его из прямых полотен, количество которых зависело от ширины ткани. Верхний край стягивали в густую сборку и украшали цветными вставками из парчи и бархата (хаяза). Читать далее.

Татарский национальный костюм

zhensk tatarsk kostЖенский костюм состоял из свободной расширяющейся книзу просторной рубахи (кульмек), сшитой из однотонных тканей –атласа, тафты, парчи, шелка, сатина со стоячим воротом и разрезом на груди и камзола. Камзол надевался поверх кульмека и представлял собой удлиненный жилет, плотно облегающий тело до талии  и широкими фалдами  к низу. Ее шили из тяжелых тканей: бархата, сукна, парчи и т.д. Борта, подол, рукава могли быть украшены позументом, галуном, птичьими перьями и мехом Женщины носили однотонные штаны.

Основой мужского татарского костюма является рубаха и штаны. В татарском костюме рубаха была намного длиннее и muzhsk kostum tatarskшире. Ее шили очень свободной, с длиной до колен. Рукава были широкие и длинные. Рубаха никогда не имела пояса. В татарских костюмах разрез делали на правой стороне груди. Этим и отличается их крой от русских рубах.
Штаны татарского костюма, если судить по крою, представляли собой поясную одежду, характерную для тюркоязычных народов. Ее называют штанами с широким шагом. Полосатая ткань использовалась для пошива мужских брюк татарского костюма.

Семейский национальный костюм

semeisk nac kostumСтарообрядцы являются хранителями русской национальной памяти, культурного населения, духовности и самобытности. Одежда, особенно, женская, отличалась яркостью, узорчатостью, красочностью. Женщины носили длинные сарафаны, пышные юбки, запаны (фартуки), из цветных, пёстрых тканей и украшенные по низу многочисленными атласными лентами. Грудь украшали обилием разнообразных бус, особенно, по праздникам, сделанных из янтаря, бисера и стекла. Мужской костюм был тоже смешанный: русская косоворотка и широкие украинско-белорусские шаровары. Подвязывали рубахи поясами с кисточкой.

 

Интересные обычаи и традиции народов, проживающих на  территории района

vokal gruppaСемейские очень любят петь.
В силу своих религиозно-этических и этнических убеждений семейские сохранили в своем образе жизни очень много привлекательных черт: крепость нравственных устоев, культ семьи и почитание старших, завидное трудолюбие, добротно срубленные дома, национальную одежду, старорусские обычаи и обряды, книги и иконы дониконианского письма. Так в селе Вознесеновка был создан фольклорный коллектив «Берегиня» чтобы  поддержать песенные традиции родных мест, сохранить старинное исполнительское мастерство своих предков. «Берегиня» успешно выступает не только  перед жителями района, но и выезжает на различные конкурсы и фестивали старинной русской песни.
Самые почитаемые праздники - Рождество, Масленица, Пасха, Троица и Вознесение.

Всенародное гулянье, посвященное Сагаалгану, вот уже в течение 25 лет традиционно проходит на главной площади с. Кижинга, где заранее  sagaalgaanрасставлены красочные юрты и знамена 11-ти хоринских родов. После официальной части открытия торжества (молебен и даллага за благополучие  и богатство на нашей земле с участием лам Кижингинского дацана, поздравление главы района,  театрализованного представления с героями 12-летнего годичного цикла, шествия 11-ти хоринских родов) начинается конкурс «Еохорой наадан» с участием трудовых коллективов района.

 

surcharbanСурхарбан, отмечается в летнее время. Обычно на этот праздник стекается огромное количество народа. На центральном стадионе проводятся различные мероприятия, игры, соревнования. Большой популярностью пользуются такие состязания, как стрельба из лука, скачки,  борьба. Каждый, кто желает испытать свои силы может принять участие. Победителю достаётся в подарок живой баран.

 

Легенды 

Легенда о лебеди-прародительнице

Хозяин Кижинги. Обоо Челсан Буурал Баабай.

oboo«Обоо» - это красивое, экологически чистое место, где производится обряд поклонения хозяевам местности.
По содержанию - это второй летний праздник бурятского народа, который проводится после весеннего посева перед сенокосом. Бытует много легенд о том, как хозяин Челсаны Отог ноён Буурал баабай  помогает жителям Кижинги. При определенных обстоятельствах некоторые люди могут видеть Буурал баабайя, ощутить его помощь.

     

Мифы и легенды читать

 Религия

На территории района исповедуются православная и буддийская религии.

dacan kizhing rДацаны.
По указу императрицы Екатерины Петровны в 1741 году официально был утвержден статус буддийской религии,  ламыdacan kizhing r.jpg2  получили разрешение проповедывать  свое учение. В это время у хоринских бурят имелись три  дацана.


В Кижингинском районе в настоящее время действуют три дацана: Кижингинский, Могсохонский, Чесанский.dacan kizhing r.jpg3


        

 

 

Свято-Владимирский  Церковь.
 
cerkov2004 года в Кижинге, в микрорайоне «Лесхоз» было освящено место под строительство будущего православного храма, первого в районном центре. Освящение проводили протоиерей Олег Матвеев, благочинный Бурятского округа Читинской и Забайкальской епархии и Евгений Фомин, настоятель Михайло-Архангельского храма посёлка Селенгинск.

Слайдовая презентация фотографий храмов настоящего и прошлых времен с описанием
Видеообращение настоятелей храмов к подрастающему поколению с призывом здорового образа жизни, бережного отношения к окружающему миру.

 

 

Предыдущая страница Следующая страница