Надпись

VirBur1

Поиск

Краеведение Хоринского района

Родословная хоринских бурят Хориин 11 эсэгын уг гарбал

Gerb12С глубины веков в бурятском народе бытует легенда о том, как земной человек по имени Хоридой-мэргэн взял в жены небесную птицу-лебедицу - Хун шубуун. И от них произошли хоринцы, которые считали себя людьми, имеющими небесное происхождение и потому они тэнгэриев не разделяли на злых и на добрых.    Возможно, это древнее предание возникло в раннем периоде первобытнообщинного строя - при матриархате.  Их потомки до сих пор встречают прилет своей небесной праматери подношением молочной пищи Вечному Синему небу.

Gerb13Однажды Хоридой, бродя по острову Ольхон, увидел трех лебедей, которые стали купаться. Хоридой похитил украдкой одежду у одной из небесных дев. Две другие оделись и улетели, одна из них осталась без одежды и вынуждена была выйти замуж за Хоридоя. От нее Хоридой имел одиннадцать сыновей, которые стали родоначальниками одиннадцати хоринских родов. Много лет спустя жена Хоридоя попросила у мужа старую лебяжью одежду для примерки. Надев старую одежду, она снова превратилась в лебедя и улетела. Хоридой обманулся в своей жене. С тех пор у хоринских бурят существует обычай брызгать чай или молоко, когда пролетает над ними  лебедь.

Хори... Хориёодй... Хоридой-мэргэн (Происхождение хоринских бурят)

Тотем 1

 Цвет полотна знамени ярко-красный с золотым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение собаки - тотем галзутского рода, наверху написано на кириллице "галзууд", внизу на старомонгольском.

 

Тотем 2Цвет полотна знамени желтый с зеленым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение лося - тотем хуасайского рода, наверху написано на кириллице "хуасай", внизу на старомонгольском.

 

  Тотем 3Цвет полотна знамени синий с золотым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение орла - тотем хубдутского рода, наверху написано на кириллице "хубдууд", внизу на старомонгольском

 

Тотем 4

Цвет полотна знамени коричневый с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение рыся - тотем худайского рода, наверху написано на кириллице "худай", внизу на старомонгольском.

 

Тотем 5Цвет полотна знамени ярко-охровый с красным обрамлением. Языки - красные. В круге изображение изюбра - тотем шарайтского рода, наверху написано на кириллице "шарайд", внизу на старомонгольском

 

 Тотем 6Цвет полотна знамени черный с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение кречета - тотем харганатского рода, наверху написано на кириллице "харгана", внизу на старомонгольском.

 

 Тотем 7Цвет полотна знамени малиновый с золотым обрамлением. Языки - красные. В круге изображение глухаря - тотем гушатского рода, наверху написано на кириллице "гушад", внизу на старомонгольском.

 

Тотем 8Цвет полотна знамени коричневый с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение кабана - тотем бодонгутского рода, наверху написано на кириллице "бодонгууд", внизу на старомонгольском.

 

Тотем 9Цвет полотна знамени белый с темно-синим обрамлением. Языки - синие. В круге изображение волка - тотем саганского рода, наверху написано на кириллице "сагаан", внизу на старомонгольском.

 

 Тотем 10Цвет полотна знамени черный с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение колонка - тотем хальбинского рода, наверху написано на кириллице "хальбан", внизу на старомонгольском.

 

 Тотем 11Цвет полотна знамени зеленый с золотым обрамлением. Языки - синие. В круге изображение зайца - тотем батанайского рода, наверху написано на кириллице "батанай", внизу на старомонгольском.

 

Топонимика района

Географические названия населенных пунктов района, их происхождение, смысловое значение

Алан –  тюркское  , открытая луговая поляна среди леса или при выходе из него.
Амгаланта –бурятское, улус раньше назывался Нахала, река.в долине которой он расположен  
Ашанга – эвенкийское,  небольшой ельник вблизи села
Байсын Эбэр – бурятское  ,  относится к местности, богатой лугами и пастбищами, живописно расположенный на берегу реки, у скалистых гор , долина р. Уда, близ Хоринска .
Баян -Гол – бурятское,  богатая долина.
Бильчир – бурятское  , название местности, означает слияние нескольких рек, долина р. Уда, близ Хоринска
Булаган тала –бурятское, соболиная степь, долина р.Уда
Булаганск (булаг) – бурятское , родник близ села, долина р.Уда
Додо Анинск  (Доодо Анаа – Нижний Анинск) – бурятское, бывшее название Хоринска, долина р.Уда
Зун нахала, Баруун нахала - Слово нахал означает распространенное раньше заболевание глаз у лошадей и овец. При ламаизме село переименовали в Амгаланту – благополучный, спокойный, безмятежный .
Зэргэлэй-  бурятское,приток реки Оны.переводится рядом
Куль (хул), Кульск, Кульский станок- русское, Хул означает маленькое местечко или урочище, село в Хориском  районе.
Курба-   бурятское ,Хурьбэ – пришел, достиг, долина р .Курба
Майла – название многочисленных урочищ, селений, рек в Забайкалье, село  в долине  р .Курба
Ониноборск – название села, находится за Онинским сосновым бором, долина р.Уда
Санномыск – русское,  название села, произошло от названия горы Сонный мыс
Тальцы – русское, приток Уды, означает Незамерзающий родник, река, не покрывающаяся льдом, от выхода грунтовых вод
Тарбагатай –бурятское, ряд урочищ и сел  в  Бурятии ,означает степной сурок, места изобилующие сурками  
Тохорюкта – бурятское, место, где водились журавли , долина реки Курба.
Тужинка – бурятское, густой лес, долина реки Уда
Тэгда – эвенкийское , дождь. Село расположено на отрогах хребта Улан- Бургасы, где часто бывают дожди  
Уда –название Уда (приток Селенги) происходит от наименования меркитского племени уду (удуит), жившего в ХII в. по р. Орхону и Селенге. Местные жители производят это название от слова удэ - полдень, связывая с легендой о том, что хоринский  Бабжи-Барас-батор прибыл к этой реке в "удэ", т. е. в полдень, и назвали речку Удой. Древние монголы называли ее Зэрлэгын-Гол - река дикарей. Предполагают, что Уда есть селькупское (самодийское) уд - вода.  
Унэгэтэй- лисье место,от слова «Унэтэйгоор» - продажа по дорогой цене,от слова «Нэгэтэй» - однажды
Хандагай – бурятское  , место, где обитали лоси ,долина р.Уда.
Хасурта- бурятское  , еловый, ельник ,село в долине р.Курба.
Хоринск – бурятское  , по имени одного из трех основных бурятских племен – хори, хоридой, районный центр  Хоринского района

Культура и традиции района

 Национальный состав

Население (численность, национальность):  
Русские - 62,2%, Буряты - 34,4%, Татары - 1,9%, Украинцы — 0,2%, Белорусы — 0,2%, Молдаване — 0,1%, Армяне — 0,1%, Азербайджанцы — 0,1%, другие — 0,1 %.

Хо́ри-буря́ты
БурятыХо́ри, Хо́ри-Тума́ты ( хори буряадууд, хори тγмэд) — этническая группа ,в составе  бурятского народа. Населяют районы Бурятии к востоку от Улан-Удэ и смежные районы Забайкальского края и Агинский Бурятский округ.В работе Г. Н. Румянцева "Происхождение хоринских бурят" - говорится, что генеалогический миф хоринцев приурочивает их первоначальную родину к верховьям реки Лена и к острову Ольхон. В Х веке в Забайкалье на историческую арену выходит раннемонгольское племя кури (хори, хор). Они вступили в союз с туматами (тумэду - уд), которые жили западнее хори. Очевидно, что туматы были потомками курыкан - бурят. В монгольской истории - хронике "Сокровенное сказание" в числе других монгольских племен упоминаются хори - туматы. По "Сокровенному сказанию монголов": во главе хори - туматов находился Хорилардай мэргэн.  

 


Семейские-старообрядцы.
СимейскиеXVIII веке в Восточную Сибирь переселились старообрядцы. Переселялись они семьями, впоследствии их стали называть семейскими. Семейские - яркая и древняя ветвь русского народа. На протяжении веков старообрядцы сохраняют обычаи, нравы и веру своих предков, обособляясь от окружающего населения. Старообрядцы являются не только хранителями русской старины, но и носителями тех русских традиций, благодаря которым Россия сохраняет свое лицо.     Кары́мы от монгольского «хари, харим, харым» — чужой, инородный. В Забайкалье карымами называли метисов . Карымы - буряты, перешедшие в православную веру.  Коренные хоринские фамилии: Труневы, Поповы, Махаловы, Курбатовы, Машановы, Батурины, Корнаковы, Татауровы, Носыревы.

Казаки.
КазакКазачкиБолее двух веков назад ссыльными казаками из центральных областей России на левом берегу реки Уда было образовано село Кульск.  Основателями села Санномыск являются казаки, сопровождавшие шедших этапом в Сибирь пугачевских крестьян. С приходом русских по долинам рек Кодуна, Кижинги, Уды, Хасурты появились маленькие деревни, которые ныне называются с. Михайловка, Красный Яр, Леоновка, Вознесеновка, Удинск, Санномысск, Георгиевка, Хасурта и др.

 

Национальные костюмы

Семейские

Женский костьм симейскихМужской костюм семейскихКомплект мужской одежды у семейских  смешанный: рубаха косоворотка   чисто великорусская, а штаны - украинско-белорусского типа.


Женские сарафаны семейской женщины, юбки и платья закрывали ноги до щиколоток. Кичка – незаменимая деталь одежды.  Она вышивалась под золото выпуклой гладью. Пояска – неширокая полоска внизу кички вышивалась бисером в восемь ярусов. Вверху кички (посередине) пришивали украшение из цветных ниток – пучек. Рубаха, сарафан, запан расшивали художественной строчкой.

Казаки

Мужской казачий костюмcostume4Казачья форма утвердилась в середине 19 века: черкеска, шаровары, бешмет, башлык, зимняя бурка, папаха, сапоги или ноговицы.


Самым красочным был костюм девушек.
К 35 годам женщины предпочитали одеваться в более темную одежду упрощенного покроя. Он состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Кофты или «кохточки», были разнообразных фасонов. Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, строчками, гарусом, бисером.


Юбки любили шить пышными. Нижняя юбка – «спидница» - обязательная принадлежность женского костюма.
  

 

Бурятский национальный костюм

 Национальный бурятский костюмНациональный бурятский костюмНациональный бурятский костюмДэгэл – это национальный костюм хоринских бурят, который расшивают колотыми узорами.

Хоринцы сами шили себе одежду и обувь из искусно выделанной ими овчины, поэтому одежда была, в основном, домашнего производства. Одежда была не только теплой, но и легкой, удобной, «...была приспособлена к передвижениям верхом на лошади, к сидению на полу, к климатическим условиям».

Головной убор конической формы, оторочен бархатом или мехом. К верху пришиваются шелковые кисти из красных крученных нитей-залаа.

Воротник –стойка-заха, петли нашиваются поверх ткани, пуговицы являются одной из красивых деталей костюма. Грудь дэгэла –энгэр отделывается нашивкой –хушэлтэ(полосы из бархата и парчи). Цельнокроеные рукава(хамсы) заканчиваются манжетом в форме копыта. Обувь-гутал.

Основным головным украшением является даруулга, или коралловый венок.

  Язык, особенности диалекта

 Интересные обычаи и традиции народов, проживающих на  территории района

Предание о возникновении Анинского дацана
ДацанСело Алан  Хоринского района Бурятии расположено в живописной долине реки Она, окруженной со всех сторон горными хребтами, у подножия святой горы – Сагаан уула. Это исконно бурят-монгольское поселение, где его жители – потомки одиннадцати хоринских родов – и по сей день свято чтят традиции и обычаи своих предков.  Легенд  о  местах , связанных с именем тайши Дамба-Дугар Иринцеева, знаменитого нашего земляка много.

Анинский дацанГора Обоо шулуунЭто и наш знаменитый Анинский дацан, что возвышается в пяти километрах к югу от села Алан, это и Арбан нэгэн обоо шулуун – камни, сложенные по велению тайши Дамба-Дугар Иринцеева, которые находятся к северо-востоку от села Алан, возле горы Хэнгэрэгтэ, это и гора Сагаан уула – место захоронения Бумбэхэн-хатан, первой жены тайши Дамба-Дугар Иринцеева, это и Хониной хорёо, Адуунай хорёо – каменные ограды для содержания и песчета скота именитого тайши, что стоят у подножия горы Хэнгэрэгтэ.

Предание о возникновении Анинского дацана

Обряд Хии МоринОбряд «Хии Морин». На «Хии Морин» с краю писали имена всех членов семьи. Теперь на «Хии Морин» можно писать имена не более трёх членов семьи и вывешиваются они только один раз в год на второй лунный день Сагаалгана.

В первый лунный день верующий должен быть в дацане, молиться богам (сахюсанам) о благополучии всего живого на земле, о своих близких и только затем позаботиться о своём личном благополучии. тем самым привлекает удачу к себе, открывает дорогу для благополучного начинания или завершения чего-либо в своей жизнедеятельности.

 

 Предсвадебный обряд – сватовство. Для сватовства приезжают родители жениха с несколькими родственниками к родителям невесты. Привозят с собой угощения божествам хозяев дома, подарки, горячительные напитки, продукты. У хори бурят брачный договор на сватовстве, рассматривается как нерушимый юридический акт.

Традиции и обычаи семейских

Дом семейскихНа протяжении веков старообрядцы сохраняют обычаи, нравы и веру своих предков, обособляясь от окружающего населения. Своеобразие культуры этого народа оформилось не сразу. Истоки ее в Древней Руси.

В элементах декоративного убранства жилых домов – оконных наличниках, пропильных подзорах карнизов, рельефной резьбе – зачастую узнается «почерк» городских мастеров или мастеров из близлежащих русских старожильческих и бурятских поселений.

Дом семейских (внутри)Шестистенные дома-связи или пятистенки, так им полюбившиеся, повсеместно встречаются в сибирских деревнях и селах. Чистота жилища у семейских, отмечаемая многими исследователями, тесно взаимосвязана с представлениями о его красоте. Стены жилища внутри и снаружи, потолок мылись, «скреблись», «шеркались дрясьвой», то есть крупным песком, по нескольку раз в год, в основном при подготовке к большим религиозным праздникам – Троице, Покрову. Пол, состоящий из широких добротных плах, шеркался до белизны и покрывался сухой травой или песком для сохранения его чистоты.

Сабантуй
СабантуйСабантуй традиционный татарский праздник с целью возрождения татарской культуры, фольклора  и песен проводится в с. Тэгда.

Возрождение и сбережение казачьей культуры, развитие межнациональных отношений, патриотическое и физическое воспитание молодежи в духе казачьих традиций

 

Гора Шэбээтэ

Гора Шэбээтэ

Шибээтэ (Шэбээтэ) - от бурятского шэбээ - плетень, непроницаемая изгородь, каменная стена.

Панорама горы

 

 

 Легенды 

Легенда о лебеди-прародительнице

Лебедь-прародительницаДавно это было. Однажды охотник Хоридой увидел, как по солнечным лучам спустились на землю три прекрасных белых птиц. Это были лебеди-дочери владыки неба. Они обернулись девушками и стали купаться в озеро Байкал.

Очарованный их красотой, Хоридой незаметно подкрался к берегу, где небесные красавицы оставили свою лебяжью одежду. Одно из лебединых одеяний, ослепительно белое, как облако, плывучее в лучах солнца, он припрятал в зарослях прибрежного кустарника. Искупавшись вдоволь в прозрачной воде, чудесные девы оделись в свои птичьи наряды и взмыли в синеву небесных просторов - владения Эсэгэ Малана. Только младшая из них осталась на земле, так как именно ее  лебяжья одежда оказалась похищенной охотником Хоридоем

Легенда о происхождении названии села Санномыск.

село СанномыскС Санным мысом связана легенда о происхождении названии села Санномыск.
Более 100 лет назад, будущий Российский император Николай II, первым из царствующей династии Романовых, путешествовал по азиатским странам, а потом с Востока на Запад. Николай Алексеевич со своими спутниками посетил с.Горячкино следуя по Читинскому тракту. Он сделал привал на мысе.
По словам старожилов села, высокого гостя встречали казаки, которые жили на другой стороне реки в селе Горячкино. Это село образовано ссыльными казаками их центральных областей России, которые после отбытия сроков остались на постоянное поселение.
На этом мысе цесаревич Николай со своей ратью хорошо отдохнул – спали «мертвым» сном и никто их не потревожил. Казаки, по распоряжению своего атамана Краснопеева Иннокентия, выставили свою охрану.  Утром, проснувшись, цесаревич был доволен своим отдыхом; за то, что этот мыс охранял его покой, он назвал его «Сонный мыс».

Легенда о происхождении села Булум

село БулумСтарейшина моего села Намжилов Д-Ц.Н рассказывал, что старики говорили о том, что хозеява Саста-уулы мужчина и женщина на белом и черном конях у подножия горы в лесном перелеске встречают проезжих людей. По поверьям, эти духи приносят людям добро и благоденствие.
В северо- восточном направлении виднеется покрытая каменистыми грядами гора Хайлаhата хатан эжы. Она была матерью 2-х красивых дочерей. Легенда гласит , что в стародавние времена у одного жестокого хана работала молодая служанка по имени Хайланга. Когда она родила 2-х дочек, хан разгневался и приказал ей уйти и забрать детей с собой в гущу леса. Достигнув подножия горы, Хайланга,  потрясенная жестокостью и бессердечием или умерла, или вознеслась к небесам. Вот почему гору называют Хайлаhата хатан эжы. Но существует и 2-я разгадка этого названия, она объясняется тем, что выпавший снег долго не  застаивался на камнях.

      

 Религия

Среди хоринcких бурят ламаизм начал распространяться с середины XVIII века. В XIX веке - ламаизм укрепился повсеместно среди восточных бурят. В 1818 г. у хоринцев было уже 10 дацанов и свыше 200 лам. В 1853 г. император Николай I утвердил "Положение о ламайском духовенстве в Восточной Сибири». В результате в хоринских дацанах было оставлено 76 штатных лам.

Анинский дацанОдним из самых крупных дацанов хори-бурят по праву считается Анинский дацан., он был основан в 1795 г. Впоследствии дацан еще не раз подвергался изменениям. Так, после землетрясения (1862 г.) и бури (1864 г.) производился капитальный ремонт здания, который затянулся до 1870 г. К этому времени Анинский дацан представлял целый архитектурный комплекс. В него входили 5 больших дуганов: Хурдуйн-сумэ, Дэнчок-сумэ, Сумэ-оточи, Сумэ Аюши и Сумэ Майдари.

risynok2Вместе с буддизмом к бурятам пришли письменность, грамотность и образование, наука и медицина, литература, искусство, архитектура и зодчество. Буддизм стал важным фактором формирования у бурят нравственности, новых традиций и обычаев.

Под воздействием буддизма формировалась бурятская национальная культура.

Легионы бронзовых Будд.  
БудыДацанНайденное реликвии Анинского дацана установлены в дугане в поселке Хоринске. Они стоят стройными рядами на импровизированном алтаре, и верующие поклоняются им. Все вместе это представляет внушительное зрелище. Словно легионы, построенные для защиты Учения Будды.

Бурханы имеют высоту около 10 сантиметров. Все они одинаковы: Будда сидит в позе лотоса, различаются только положения его рук. Статуэтки отлиты из бронзы, а снаружи покрыты сусальным золотом. Внутри каждой находятся миниатюрный молитвенный барабанчик и лекарственные травы. Снизу статуэтки закупорены металлической пластинкой, по краям обмазанной воском. Ламы считают, что им более двух веков, учитывая, что Анинский дацан был построен в 1775г.

Итигэлов1867-1890 гг. В  Анинском  дацане обучался Даша-Доржо Итигэлов, впоследствии ставший Бандидо Хамбо- ламой XII ,выдающийся буддийский ученый.

Известно, что годы обучения (20лет) Итигэлова хори-буряты местности Ойбонт ежегодно оплачивали за него повинность ,поскольку он относился к казачьему сословию и должен был проходить военную службу.

 

В Хоринском районе церкви существовали в селах: в Анинске - Николаевская, в Ониноборске - Ильинская, в Кульске - две церкви, одна из них Спасская, в Верхних Тальцах - большая с четырьмя куполами Никольская, в Тарбагатае - Споручница, в Хасурте - святого Ильи и старообрядческая часовня, часовни в Булуганске и споручница грешных в Санномысске. Престольные дни отмечались в каждой деревне: в Шэбэтэ - Прокопьев день, в Булуганске - скорбящий день пред рождеством, в Ониноборске - Ильин день, в Анинске - Иннокентьев день.
Большая церковь в селении Додо-Онинское (с. Хоринск), которая называтся Свято-Никольская.

 Свято – Никольская церковьХасуртайская старообрядческая (древлеправославная) часовняЦерковь с. ГеоргиевскоеТарбагатайская часовня в честь иконы Божией Матери «Споручницы грешных»В с. Ониноборск

 

 

 

 

 Владыко Сергий проводит обряд венчанияХасуртайская  древлеправославная  старообрядческая община беглопоповского согласия была ликвидирована в 1938 году.

В 1992 году вновь стала создаваться Хасуртайская древлеправославная община. Верующим было передано старинное здание бывшей часовни, чудом сохранившееся.      31 декабря 1999 года в Министерстве юстиции РБ был официально зарегистрирован Устав местной  религиозной организации «Хасуртайская старообрядческая община» .  

Владыко Сергий крестит детей в пруду реки ХасуртайкиОдин раз в год (в июле месяце) в Хасурту приезжает Владыко Сергий из г.Улан-Удэ, который проводит обряды полного крещения, довершения, погребения, венчания новобрачных. Председателем общины Ивановым В.Ф. проводятся праздничные службы в  большие религиозные праздники Рождества, Крещения, Пасхи, Троицы, Покрова строго по старинным книгам и канонам. Председателем общины Ивановым В.Ф. отработаны: литьё церковных свечей, которым занимается Мартынов Алексей Гурьянович; плетением из кожи старообрядческих чёток-лестовок (Иванов В.Ф.  и Мартынов А.Г.), написанием погребальных венчиков. Производится реставрация старинных икон и написание новых икон по всем требованиям старообрядческого Устава (Иванов В.Ф.)

Купол золотом горит

Строительство церквиВ селе Тарбагатай 17 марта 2016 года над местной строящейся часовней был установлен позолоченный купол. До установки на часовню купол освятил отец Александр, в обряде приняли участие жители села, строители.

Освещение закладного камняОсвящение закладного камня в с. Тарбагатай состоялось 11 июня 2015 года. Основные расходы взял на себя Виктор Николаевич Челондаев, уроженец села, проживающий в Якутии, свою лепту внесли жители села и земляки, проживающие за его пределами. Строителям активно помогали члены местного ТОС «Эко», технику и часть пиломатериала предоставили местные предприниматели Т.В.Рассадина и С.М.Скворцов.
        

Видеообращение Шэрээтэ Анинского дацана Хоринского района Лекцок Лама подрастающему поколению учащимся Аланской школы Хоринского района

 

 

Перейти к разделу:

Предыдущая страница Следующая страница