Надпись

VirBur1

Поиск

Краеведение Кабанского района

 

Родословные  района

kraevedИстория земли Кабанской…
Памятники археологии различных эпох палеолита и неолита, находящиеся в Фофоново, Степном Дворце, Байкало-Кударе и Посольске, свидетельствуют о том, что места по берегу Байкала были издавна обитаемы. В XVII веке сюда пришли русские казаки Ивана Похабова и Ивана Галкина. В 1680 году на реке Кабаньей было построено зимовье, затем острог, позже, на трактовом пути, выросло село Кабанск, население которого занималось извозом.  Кяхтинским купцам был необходим короткий путь к Московскому тракту для перевозки товаров и чая в Иркутск и далее на Запад. Через район проходил знаменитый караванный Чайный путь. 
История Кабанского района – по сути, история освоения Бурятии. Общеизвестно, что Сибирь в прошлом – место ссылки. На кабанской земле нашли для себя приют многие бунтари-пугачевцы (отсюда окончание названий сел на «о» – Творогово, Шергино, Корсаково…) 
Здесь побывали многие известные люди: протопоп Аввакум, украинский гетман Демьян Многогрешный, ссыльные стрельцы, польские повстанцы, народники и герои первой русской революции, жил декабрист М.Глебов. В 1839 году в Посольске непродолжительное время жили декабристы – братья Бестужевы. 
Особое место в истории района занимает основание здесь Спасо-Преображенского монастыря, рядом с которым выросло село Посольское.

 Родовые племена их тотемы

Среди ранжуровцев наиболее многочисленными являются роды Шоно и Абзай. За ними, количественно заметно отставая, идут Олзон, Хайтал, Нохой Ураг, Алагуй, Хурамша и т.д. По преданию, Эхирит имел единственного сына Зонхи, у которого родились четыре сына - Зонхин дурбэн хубууд: Хэнгэлдэр, Алагтай, Шоно и Хуудаг Сагаан. По данным известного этнографа С.П. Балдаева, потомки Хэнгэлдэра и Шоно создали роды под своими именами: хэнгэлдэровский и шоноевский. Алагтай имел одного сына Амара, который умер сравнительно молодым. После смерти Амара его жена Абзай (Абазай) родила ещё одного внебрачного сына, которого назвали Абай. Она была женщиной умной и энергичной, сама водила сыновей на охоту, показывала им места, где раньше охотились Алагтай и Амар. В свою очередь у Амара было четыре сына. Потомки Амара образовали большой абазаевский род, а потомки Абая составляют малый абазаевский род (см. схему).
С.П. Балдаевым также записаны легенды, где Абзай является мужчиной. Так, ещё в 1938 году в селе Эгита Еравнинского района, ученый зафиксировал, что Эхирит имел сына Зонхи. У Зонхи было четыре сына: 1) Абзай, 2) Шоно, 3) hуудаг Сагаан, 4) hэрхэн.

rodosl

 

 

 

 

 

 

 

 

Топонимика района

Немного об истории происхождения названий сел Кабанского района
В 1675 году царский посланник Николай Спафарий в своем дневнике писал: " В долине реки Селенги по Кударинской степи кочевали буряты. Недалеко от устья Селенги, немного ниже расположенных здесь бурятских юрт, стояла землянка Селенгинского казака - первое русское поселение в этих местах. Далее вверх по реке Селенге находилась деревня Брянских казаков, а в его окрестностях располагались ряд заимок, жители которых занимались хлебопашеством" (История БМАССР, т.1., изд.2, 1954, с.108).
Русские крестьяне переселились значительно позже, они образовали села:Кудара, Шергино, Фофаново, Романово, Пашино, Горбово, Жилино, Красный Яр, Шерашево, Дубинино, Инкино, Оймур, Сухая.
Старики - буряты из улуса Хандала  рассказывали, что возле их усадьбы в 1800 году поселились двое русских по фамилии Мертвецов и Шергин. Отсюда и появилось название деревни Шергино.
В "Ведомости Селенгинского дистрикта о земельных делах..." перечислены все существующие к 1740 году населенные пункты, начиная от Верхнеудинска вниз по Селенге до Байкала. Первыми названы Сотниковская, Посельская, Бурдуковская деревни с населением в 13 дворов, Ильинский острог (65 дворов), Покровская слобода (16 дворов), Юговская, Беломоинская, Таловская, Мостовская, Таракановская деревни с населением в 33 двора. Подробнее читать

 

Культура и традиции района


    национальный состав


 история их появления, вклад личности и персоналий в    развитие района, республики.
 национальные костюмы
 бурятский национальный костюм 

kostum bur

 


    

 

 

 

 

 

Язык, особенности диалекта

Характерные особенности языка
видеоролик: небольшой сценарий на бурятском языке, отражающая традиции или обычаи бурят района
видеоролик: произношение одного и того же текста

Интересные обычаи и традиции народов, проживающих на  территории района


     Легенды 


        текстовой вариант с фотографиями
        видеопредставление одной легенды в инсценированном формате из уст старожилов (отражение связи времен и поколений)


    Религия

shamanizmТрадиционной религией бурят является шаманизм – форма общественного сознания, реализуемая в поведении людей и образующая особую систему обрядовых действий. Главное и характерное в этой религии – обоготворение сил природы и умерших предков, вера в то, что в мире существует множество богов и духов и с помощью шаманов можно влиять на них для обеспечения счастья, благополучия и здоровья, отвращения беды.

Тайлаганы - это самые крупные коллективные молебны бурят Кабанского района, в большинстве случаев и бурят других районов.

Различаются такие виды тайлаганов:

Далайн тайлган - молебен, посвященный владыкам морей. Кабанские буряты в основном рыбаки и поэтому очень tailaganсерьёзно относятся старики к этому тайлагану. Тайлаган проводится в начале лета, к открытию путины, т.е. сезона ловли рыбы летом. На молебен (сейчас точнее религиозно-традиционный праздник) выходят люди всех родов без ограничения пола и возраста.
Но в конце 1960-х и начале 1970-х годов, людей молодых и среднего возраста совершенно не встретишь там Их это не интересует, в основном на тайлагане дети, старики и старухи. Так как выходят все роды, народу все-таки бывает сравнительно много.
Дайдын тайлган - молебен хозяевам земли. Проводится ежегодно. Участвуют все роды. Приходило в 1960-е годы сравнительно меньше народу, чем при далайн тайлган.

shamanУга тайлган (уг удха - род) - тайлган, посвященный родоначальникам, предкам. На этот тайлаган едва набирается verchovnчеловек 20-25 стариков.
Приходят и дети. Проводится тайлаган в середине лета, точного срока нет, как организуют старики. Точного места для проведения молебна также не было, выходили за село и устраивались на лужайке, а в 21 веке каждый род выходит на «Уга Тайлган» на своё определенное место. Для проведения тайлгана с каждой семьи собирали на водку, каждая старушка варила саламат и несла с собой в кружке или склянке. Нужны ещё ветки тальника или березы, украшенные лоскутками материи (туургэ). Эти ветки втыкаются рядами в небольшом отдалении, в метрах двадцати от сидящих женщин и детей. Под ветками на дощечке кладут медные деньги и табак. Нужны ещё чай и молоко. Вот и все приготовления. Туургэ втыкают только мужчины.

 

 

Предыдущая страница Следующая страница