Надпись

VirBur1

Поиск

Краеведение

Родословные  района

Иволгинский район относится к племени булагатов

Племя булагатов было одним из самых крупных бурятских племён в XIII — XVII веках, кочевавших по территории Прибайкалья[1]. Во времена завоеваний Чингис-хана предки булагатов под предводительством Буха-нойона участвовали в походе в Центральную Азию. Часть булагатов осела в районе Монгольского Алтая, часть вернулась обратно, поселившись рядом со своими сородичами эхиритами.
После распада Монгольской империи многие монголоязычные племена получили относительную независимость, в т. ч. и булагаты. В этом качестве булагаты совершали походы против соседних племён.
В конце XVII — начале XVIII веков часть племени переселилась в Забайкалье на территорию современной Бурятии, в район бассейна реки Селенги. В северо-восточной половине Селенгинского района и в Иволгинском районе Республики Бурятия булагаты, совместно с эхиритами, составляют значительную часть бурятского населения.
Булагаты вели кочевой образ жизни. После вхождения в состав Российского государства в XVII веке, булагаты, как и все остальные бурятские племена, постепенно стали переходить к осёдлости и земледелию.
Булагаты, наряду с племенами хонгодоров, хори-бурят, эхиритов стали главными составными частями при формировании бурятского народа.

Родословная  Хурамши. Наши предки - выходцы из Прибайкалья, потомки булагатских и эхиритских родов. У Эхиритов, осевших на Селенге, было восемь родов. В состав булагатских родов, известных в научной и исторической литературе как «шесть родов», входят алагуй, харанут, олзон, буумал, ашебагат, хурамша. В 1704 году (по другим данным в 1689 году) «шесть родов» перекочевали в Забайкалье и поселились в районе Селенгинского острога по рекам Селенга, Иволга, Оронгой, Темник. Переселение бурят, по сведениям летописцев и историков, происходило с целью укрепления южной границы Российского государства и носило принудительный характер. Одним словом, было трудно навсегда покинуть обжитые места и родные очаги.

Родословная Оронгойской долины.

Оронгойская долина – это малая родина родов: шоно, олзон, хамнай из племени эхиритов; гутал, буумал, харанут из племени булагатов. Первые поселения древних людей появились в оронгойской долине примерно в XVI – XVII в.

По летописи Б. Будаева «Зургаан эсэгын домог» 8 монгольских родов и 6 бурятских родов перекочевали в Забайкалье в 1640 году. По другой версии летописи, принадлежащей перу Б. Будаева, 500 семей в булагатских и эхиритских родов алагуй, харануут, буумал, шоно, олзон баабай хурамша – перекочевали в Селенгинскую долину в 1704 году, расселившись по местностям Иволга, Янгажин, Харгана, Баян-гол, Верхний и Нижний Оронгой, Загустай, Бургалтай, Зуя, Иро, Удунга, Чикой, Сутой. Они должны были охранять границу от набегов воинственных племен.

Сайндак Юмов в своей книге «Бурятские летописи» отмечает: по рекам Джида, Уда, Селенга до тункинской долины, а также по северному берегу озера Байкал жили 6 родов монгол - бурятов: харнут, алагуй, баабай хурамша, готол буумал, олзон, шоно. Каждый род возглавляли тайши.  

Топонимика района

Иволгинская долина как маленькая бусинка в серебристом ожерелье Селенгинской Даурии, несет в себе всю прелесть и красоты южной Бурятии. В начале XVIII века по указу русской администрации для охраны южных рубежей государства 500 семей эхирит-булагатов были переселены из Предбайкалья в долину Иволги. Они выбрали местом своих кочевий долину вдоль речки Халюты и расселились по ее берегам до Гусиного озера. Новая родина была названа Эбилгэ, что значит благодатная, плодородная. Шли годы, менялись времена и, по одной из версий, Эбилгэ трансформировалось в Иволгу.

Топонимика села Хурамши

В нашей местности существует немало легенд о происхождении топонимов. Две из них связаны с именем Чингисхана. По нашей деревне проходил Великий Путь монгольских завоевателей. И вот в один из теплых, солнечных дней прискакало войско во главе с Чингисханом. Ему так понравилось у нас, что приказал своим воинам расселиться тут, поставить юрты. «Шар хурамш» означает «хушан шара hэеы»- старая желтая юрта (Л.Б.Намжилон,1994 г.). Во второй легенде говорится, что Чингисхан забыл у нас «хормой» - подол, завалину юрты, вспомнил о ней, когда был далеко от наших мест. Поэтому люди назвали село Хурамша от бурятского слова «хормой» - подол, завалина юрты. (В.Т.Дашимолонова, пенсионерка, 1998 г.) А по мнению А.Л.Ковалевского, доктора геолого-минералогических наук, профессора, наши предки Курумчинского рода (Ирк.обл.) . Курумчинская культура - культура железного века, железокузнецов, рудокопов, которые разузнав о месторождении драгоценных металлов, расселились здесь. А.Л.Ковалевским и его сотрудниками найдены большие месторождения серебра в местностях Мэхээрта и Улаан.

Топонимика Оронгоя

Название села Оронгой и реки Оронгой произошло, по одной из версий, от вида антилопы, которые ныне обитали только в Тибете.
Святые места и места поклонения представляют богатейшую сокровищницу истории и культуры бурятского народа. Они неотделимы от природного окружения. На левом берегу реки Оронгой располагается «Обоо Баялаан»- (Баян Улаан- в переводе «богатый») этому подножью дал название сам Этигэлэй Хамба.

Место поклонения «Баршагар» по звучанию одинаково с «Баржагар»(шероховатый, неровный). И действительно, на сопке очень много больших и маленьких камней. Отсюда, возможно, произошло название «Баржагар».

Сопка «Жаран обоо». На этой сопке есть круг из 60 камней. Верующие, поклоняясь этой горе должны обойти ее по ходу Солнца и добавить свой камень.

«Олоной обоо»- место поклонения всех племен и родов, близлежащих сел: Харгана, Оронгой, Хурамша, Иволга («Олоной» в переводе «для многих, для всех»).

Сопка «Тапхар». Слово «табхагар», т.е. в переводе на русский «плоский, на вершине»
«Янгаажинай обоо». 100-150 лет назад с восходом Солнца олени выходили на солончак и издавали звонкий звук (янгяа абяа). Отсюда и название Янгаажин.

Богатством Оронгойской долины считаются целебные источники: «Ута булаг»- в преводе с бурятского означает «длинный ключ, родник». Из этого метса бьет 14 ключей. Вода помогает  излечится от самых разных болезней. Здесь, говорят, сам Хамбо-Лама Д.Д. Этигэлов  собирал для своих лекарств травы.

«Сагаан жалга» берет начало из ложбины с большими кварцевыми камнями, отсюда название родника. Вода из ключа лечит болезни желудочно-кишечного тракта.  

Западнее от этого родника бьет ключ, «Хунхын аршаан», который берет начало с корня березы, растущей в ложбине. Этот аршан полезен при заболеваниях почек. От названия «хунхэгэр газар- ложбина» произошло название «Сагаан нуур»- от слова («сагаан»- белый, «нуур»- озеро). Это озеро имеет берега с белыми выцветами солей. Глины из этого озера лечат суставы.

«Хуурай нуур»- сухое озеро. Это озеро их-ха климатических условий временами засыхает- поэтому название «хуурай нуур»- засыхающее озеро.

«Нарhатай толгой»- «нарhан»- сосна, «толгой»- голова. На вершине этой горы растет одинокая сосна- отсюда и название «нарhатай толгой».

С установлением советской власти в селе появились первые коммуны «Соел»- «культура» и название местности «Улаан- Одон»(красная звезда). До революции здесь жили казаки(хасагууд), которые сохраняли границы с Монголией и Китаем.
Местность «Хонхор» от слова «рытвины, лог, ямки, понижения в рельефе». «Хонхогор газар»- в переводе равнина с ямами. «Хара Жалга»- в переводе с бурятского «черная ложбина».
«Этигэлэй Хамбын аршаан». На территории Оронгойског поселения на месте рождения XII Хамбо Ламы Д.Д. Этигэлова построен субурган, дом-музей и лечебный источник. Благословленная самим Этигэловым аршан по содержанию серебра превосходит даже воду из великой реки Ганга в Индии.

Культура и традиции района

Хурамша́ (от бур. Хурамша — название бурятского рода) — улус (село) в Иволгинском районе Бурятии. Административный центр сельского поселения «Гильбиринское».

Сельское поселение «Гильбиринское» образовано Законом Республики Бурятия от 31.12.2004 г. №985-Ш, входит в состав муниципального образования «Иволгинский район», общая площадь территории поселения составляет 2440га. Поселение объединяет 2 улуса и 1 село Хурамша, Гильбира, Кокорино, административный центр находится в у. Хурамша. Поселение расположено на юго-западе Иволгинского района, удалено от районного центра с.Иволгинск на 25 км., от столицы Республики Бурятия г.Улан-Удэ на 65 км.   

Культура Оронгойской долины

Оронгойская долина- уникальное место в Бурятии. Здесь значимые пути мировой миграции народов и торговых караванов. Древнейшая цивилизация оставила нам в наследство богатейшие памятники истории- плиточные могилы времен гуннов в местности Янгаажино, наскальные рисунки и писаниницы, места религиозных поклонений- обоо, памятники природы: Ута-Булаг с радоновыми целебными источниками, скала Тэмээн шулуун.
Все это культурные и природные наследия повествуют нам о прошлом, как жили в этом краю племена древних людей.
Оронгойская долина вырастила немало знатных людей, уникальных личностей- талантливых писателей, деятелей искусства, культуры, политиков и ученых, спортсменов, народных мастеров, прославивших свою родину не только в Бурятии. Далеко за пределами Республики были известны оронгойские дарханы из школы знаменитого художника, архитектора, иконописца и скульптора С.Ц.Цыбикова.
Феноменом всего буддийского мира, которому поклоняются тысячи людей, стал уроженец с. Оронгой XII Пандито Хамбо Лама Даша-Доржо Этигэлов.
Писатели и поэты:
Б.Абидуев – основоположник бурятской детской литературы.
Н.Г.Балдано – драматург, заслуженный деятель Российской Федерации, народный писатель.
Ч-Ц. Санжиев – поэт-журналист, автор многих книг, народный поэт Республики Бурятия, заслуженный работник.
Деятели культуры и искусства:
Цыденов Э.Д. – заслуженный художник Республики Бурятия.
Зодбоевы Батор и Гэсэр – заслуженные художники Республики Бурятия.
Энкеев Булад Дагбаевич – заслуженный художник Республики Бурятия.
Содномова Софья Содномовна- заслуженный работник культуры Республики Бурятия, создатель ансамбля «Оронго».
Спортсмены:
Зориктуев Б.Ж.- мастер спорта международного класса, участник XX олимпийских Мюнхенских игр.
Омоктуев Б.Д.- двухкратный чемпион мира , четырехкратный чемпион Европы, мастер международного класса по боевому самбо.
БальжиевЧ.Д.- мастер Фиде по шахматам, четырехкратный чемпион Республики Бурятия.
Заслуженные работники сельского хозяйства:
Бригадир Дымбрылов Бимба Санжиевич- герой Социалистического труда, Орден Ленина.
Механизатор Бимбаев Ц-Д. – Орден Ленина.
Луговод Кишиктуев Л.- Орден Ленина.
Цыремпилов Д.Г.- заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации и Республики Бурятия

Бурятский национальный костюм

Бурятский национальный костюмНациональная одежда бурят проводит четкую границу между мужской и женской одеждой и изготавливается из меха, шерсти, кожи, шелка, бумажных тканей.

Верхняя одежда
Национальная одежда состоит из дэгэла — род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. В Забайкалье летом часто использовались халаты, у бедных — бумажные, а у богатых — шелковые. В ненастное время сверх дэгэла в Забайкалье надевалась саба, род шинели с длинным крагеном. В холодное время года, в особенности в дороге — даха, род широкого халата, сшитого из выделанных шкур, шерстью наружу.
Дэгэл (дэгиль) стягивается в талии ременным кушаком, на который подвешивали нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком.

Нижняя одежда
Узкие и длинные штаны изготовлялись из грубо выделанной кожи (ровдуга); рубашка, обыкновенно из синей ткани — дабы.

Обувь
Обувь — зимой унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь, вязанную из конских волос, с кожаными подошвами.

Головные уборы
Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является — синий, который символизирует синее небо, вечное небо.

Женская одежда
Одежда женская отличалась от мужской украшениями и вышивкой. Дэгэл у женщин оторачивается кругом цветным сукном, на спине — вверху делается сукном вышивка в виде квадрата и на одежду нашиваются медные и серебряные украшения из пуговиц и монет. В Забайкалье женские халаты состоят из короткой кофты, пришитой к юбке.

Украшения
Девушки носили от 10 до 20 косичек, украшенных множеством монет. На шее женщины носили кораллы, серебряные и золотые монеты и т. д.; в ушах — огромные серьги, поддерживаемые шнуром, перекинутым через голову, а сзади ушей — «полты» (подвески); на руках серебряные или медные бугаки (род браслетов в виде обручей) и другие украшения.

Одежда иволгинских бурят в целом похожа на одежду селенгинских бурят. Среди селенгинцев наблюдались такие особенности: в форме рукава, манжеты, шапки, обуви. Энгэр селенгинского дэгэла закругляется у ворота.

Региональные особенности отчетливо проявляются при крое и декоре рукавов. Рукава женского халата - составные, т.е. состоящие из двух или трех частей. Основание рукава или верхняя часть - узуур тохой, декор выше запястья до локтя - нарин тохой и нижняя часть - обшлага- нюдарга.

Безрукавка (уужа) была обязательным дополнением костюма замужней женщины всех регионов проживания бурятских родов и племен. Уужа бывали двух видов: короткая, до линии талии называлась "эсэгын уужа" (отцова безрукавка), потому что по древнему бурятскому обычаю женщина в присутствии мужчин, в особенности свекра, могла появляться только с покрытой головой и спиной - в шапочке и безрукавке. По отношению к свекрови этот обычай был не столь жестким.

У иволгинских буряток безрукавка называлась хупайха - цельнокроеная, расклешенная книзу, с узкой спинкой и глубокой проймой. Подол был широким, полы заходили друг на друга. По краю переда, вокруг горловины, проймы нашивались монеты. Достоинство и количество их зависело от материального благосостояния носителя. Иногда вместо монет пришивались круглые перламутровые пуговицы или круглые металлические бляшки. Безрукавки надевались поверх платьев - тэрлиг, дэгэл и застегивались на одну пуговицу у ворота. Говоря о безрукавке, нужно отметить, что эта деталь костюма характерна не только для бурят - она присутствует у многих народов. Древнейшая магическая функция - охранная: оберег молочных желез и позвоночника - столпа, на которой строится каркас тела. Такой же была роль женщины в семье как хранительницы очага, продолжательницы рода. Отсутствие безрукавки в девичьем костюме объясняется тем, что пока она в доме родителей, она не выполняет эти функции. И только свадебные и послесвадебные обряды переводят ее в другую возрастную категорию - хозяйки дома, матери. Главное назначение женщины в семье, в обществе заключалось в рождении и воспитании детей.

 Язык, особенности диалекта

        Характерные особенности языка
             видеоролик: небольшой сценарий на бурятском языке, отражающая традиции или обычаи бурят района
             видеоролик: произношение одного и того же текста


Интересные обычаи и традиции народов, проживающих на  территории района

Обряд «Тахил табилга»

 Легенды 

Легенды Хурамши

Легенда о красавице дочери

Легенда  о происхождении этнонима Олзон и бурятского рода Олзон-Шоно

Религия

Иволгинский дацанИволгинский дацан, открытый в 1946 году на месте, где долгое время была резиденция Хамбо-ламы, главы буддистов России. На этом месте постепенно вырос целый монастырский комплекс, который стал местом паломничества и туризма. При монастыре в 1991 году был открыт институт Даши Чойнхорлин. Сейчас здесь проходит обучение около 100 хувараков-студентов

 

Архитектурным памятником является и Богородице-Владимирская церковь в с. Сотниково. Она была построена здесь в начале XX века на деньги прихожан. В Иволгинском районе намечена тенденция возрождения культурных традиций, Богородице-Владимирская церковь в с. Сотникововерований. Восстанавливаются святые места и храмы. На собранные общественностью средства были построены субурган у Нурселения, церковь пророка Ильи в с. Красноярово,

церковь пророка Ильи Богородице-ВладимирскаяСвятоилиинский храм ― единственный в районе и один из немногих православных храмов в республике. Он был возведен в кратчайшие сроки по инициативе старосты села, роспись храма проводись за счет средств пожертвований. Он был воздвигнут в кратчайшие сроки по инициативе старосты села, на добровольные пожертвования мирян сделана роспись храма. Восстановленная церковь Пророка Ильи была в селе Красноярово построена 1877 году купцом-меценатом Фроловым Петром Аваакумовичем. Восстановлена силами местных жителей в 1999 году.



        Слайдовая презентация фотографий храмов настоящего и прошлых времен с описанием
        Видеообращение настоятелей храмов к подрастающему поколению с призывом здорового образа жизни, бережного отношения к окружающему миру

 

 

Предыдущая страница Следующая страница