Надпись

VirBur1

Поиск

Краеведение Джидинского района

Родословные  района

Древняя Джидинская земля! История ее уходит вглубь веков. Необъятные просторы Джиды населяли когда-то исторические племена и народы. Проходили века, сменялись поколения, общественные формации. Человек неутомимо покорял природу сурового края, подчинял себе несметные ее богатства. До XYII столетия наш край был заселен эвенкийскими охотниками. Буряты в долине Джиды стали появляться с XYII века. С XYIII столетия часть джидинских бурят была занята на охране государственной границы и поэтому была причислена к казачьему сословию. Впервые русские появились в Джидинском крае в связи с организацией караулов на русско-монгольской границе. Крупным событием в жизни края стала прокладка Джидинского и Игумновского тракта. В XIX веке пришли в край русские переселенцы. Великодушные и благородные черты русского характера, душевную щедрость и доброту простых крестьян достойно оценили буряты и завязали добрые и дружественные отношения с русскими. Братская дружба бурятского и русского народов имеет исторические корни. Она закалял
ась в пламени совместных боев и походов в защиту русской земли. Текут столетия. Идет год за годом. Но все также, как и тысячелетия назад, несет свои воды светлая река Джида. В книге «Эхо времен» Г.Раднаева пишет: «Ныне в Джидинском районе проживают следующие племена: сартуулы зээрдэ-азарги ( сартуулы гнедого жеребца) сартуулы-булагаты.хатиганы. хухыты, хулмэны, хэрдэги, хачинууты, хорчиты, хурлааги, цонгоолы, атаганы, тэртэ, салжууты, уряанханы, ашабагаты, табангууты и многие другие. Такое разнообразие объясняется строчками легенд и преданий : «...во время смуты Сайн хана, впору возвращения Бошогто хана...», свидетельствующими о том, как люди небольшими группами бежали в эти края из Монголии с целью спасти своих детей, оседлав лошадь задом наперед и надев шапку передом назад. Эти строки написаны мною с надеждой на то, что сартульские роды являются частью монгольского народа. Об этом свидетельствуют и их фольклорные источники».Г.Раднаева «Эхо времен», 2013 г. Легенда В Монголии есть гора под названием Сарата уула, которая переливается кремнием на солнце. Народ, живший у подножия той горы, сопротивлялся набегам Улужэн хаана, но когда силы уже иссякли, люди бежали на север. У них было два батора на соловом и на рыжем жеребце, которые испытывали все трудности пути. Читать далее.

 

Топонимика района

 географические названия населенных пунктов района, их происхождение, смысловое значение

 

Культура и традиции района

национальный состав

Плотность населения в настоящее время составляет немногим более 4 человек на 1 кв.км.

Джидинский район является муниципальным образованием, в котором осуществляется местное самоуправление.

Численность наличного населения на 1 января 2009 г. – 30,9 тыс.человек, проживающих в 1 поселке городского типа, 22 сельских поселениях или 37 населенных пунктах. Доля населения района в общей численности жителей республики составляет 3,2 %. Здесь проживают люди многих национальностей, среди них:

Буряты – 42,3 %,  Русские – 52,8 %, Татары – 1,6 %, Украинцы – 1,7%, Белорусы – 0,4%, Чуваши – 0,1 %, Немцы – 0,1 % и др.

Наиболее крупные населенные пункты района – с.Петропавловка с населением 8000 человек, пгт Джида с населением 5160 человек и с.Нижний Торей с населением 2146 человек.

kostum dzid.j1pgЖенский костюм состоял из нательной и верхней одежды, головных уборов, обуви. Дополняли его разнообразные украшения. Нательная одежда. Женские рубахи были того же покроя как и мужские и относились к распашному и глухому типу. Ранее они были короткими, доходящими до верха штанов.

В конце XIX в. женская рубаха стала удлиненной до колен. В этом виде она играла роль нательной одежды, а летом - одновременно и домашней одежды - платья. Рубахи шили из сатина, далембы синего или белого цвета. kostum dzid

Верхняя одежда замужних женщин - туникообразной основы с запахом левой полы на правую, отрезной по талии, с вшивными широкими у основания рукавами.

По сезону: зимняя, осенняя, летняя. Зимнюю шили из дымленых овчин (осенних или зимних). Осеннюю одежду (сээжэ дэгэл) готовили из различных тканей или бархата, чесучи, на мерлушковой подкладке с подолом на вате или на подкладке из бязи и коленкора. Летнюю одежду шили из дабы, чесучи, парчового шелка на подкладке из бязи, полотна, ситца.

По назначению: будничная, праздничная (нарядная). Будничную одежду иногда покрывали хлопчатобумажной тканью, а нарядную - тонким сукном, бархатом, шелком.

odezhda dz.j3pgПри общей основе конструкции халата в женской одежде наблюдались некоторые региональные различия. Удлиненный лиф с глубокими проймами, доходящими до талии, простая форма отделки выреза лифа, не очень глубокий запах левой полы на правую, прямое соединение лифа и подола было характерно для одежды хори-бурят. Летние женские халаты kostum dzid.j4pgчаще всего шили из синей чесучи, линию шва закрывали только в передней части декоративной тесьмой. Ширина тесьмы могла быть как узкой (в 1 палец), так и широкой - до 10 см. Для отделки применяли блестящие плотные ткани - шелк, парчу, бархат. Поверх швов нашивали узорчатую тесьму ручной работы - тууза, которая дополняла цветовую гамму, конструктивно подчеркивала или выделяла основные детали, элементы. В одежде женщины - хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода преобладают округлые формы: на плечах рукава - буфы, пышно присборенный на талии подол.

При отделке большую роль играли материалы золотисто-желтого различные оттенки дымленого меха, овчины, камусов. Читать далее.

Язык, особенности диалекта

 Характерные особенности языка
             

Интересные обычаи и традиции народов, проживающих на  территории района


Легенды 

Легенды читать

 

Религия

Вероисповедание жителей района, формы религий 

Предыдущая страница Следующая страница