Надпись

VirBur1

Поиск

Краеведение Бичурского района

Родословные  района

noho1noho2

Хори-буряты Считается, что хори пришли c северного побережья Байкала вместе с племенем первопредка монголов Буртэ-Шоно. Тогда хори носили тотемное имя нохой (собака). Хори-буряты стали причислять себя к бурятам, и называться так только после прихода русских. До этого хори представляли обособленное племя, с давней историей. До этого их называли хорёдами, хориларами, хори-туматами.

Ашабагаты на территории Бичуры и Кяхты появились в результате второго переселения их Монголии.  Состояли в казацком сословии и входили в состав Селенгинского полка. В ХVIII веке они подчинялись Селенгинской воеводческой канцелярии.

z1z2Цонголы выходцы, в основном, из Халха-Монголии, частью из южной (кость (яс) хорчид - от хорчин) и западной (уряанхаад) Монголии.

 

 

 

simРусские старообрядцы (семейские)  к началу XIX в. в Забайкалье сформировалась этническая группа русских крестьян-старообрядцев, которые в некоторых местах составляли большинство населения, называли себя «семейскими» и имели собственную культуру.

 


Топонимика района

село Бичура  Поскольку здесь жили первоначально буряты, а затем появились чужие, предположительно произошло от бурятского слова БээшYYрхэхэ – чуждаться; чураться, более достоверна. Основой слова БээшYYр является бэшэ, применяемое в качестве определения другой, иной, остальной. В буклете « Из истории Бичурского района», выпущенном в 2000г. указано, что «название это происходит по утверждению лингвистов от монгольского слова «писура», означающее низкое место, заросли, кусты». Существует так же  легенда о том, что на месте расположения Бичуры, русский казак, найдя бич (плеть, кнут), крикнул «Бич, ура!». Облюбовав это место, решил обосноваться на данном месте, назвав свое поселение Бичура. 
село Елань Елань – старинное село в бассейне реки Хилка возникло на «еланях». «Елань» - термин, означающий в Сибири открытые участки среди леса – поляны, которые использовались под сельскохозяйственные угодья и заселялись. Этот термин произошел от тюркского слова ялан – равнина (пастбище, луг).
село Узкий Луг Современный Узкий Луг начал заселяться крестьянами Селенгинского монастыря 300 лет тому назад. Впервые упоминается в трудах Палласа, как селение Уксулуцкая. Название  характеризует место расположения села. По географическому положению село находится на лугу в узкой местности.
село Билютай Предки семейских, поселившись на месте нынешнего Билютая, оказались в окружении бурят и с самого начала появления в этих местах они имели хозяйственно- бытовые связи с бурятами. Как рассказывают местные жители, буряты из соседних улусов приходили к семейским, у которых были точильные бруски, чтобы наточить косы, топоры, ножи. Семейские не только точили бурятам сельскохозяйственный инвентарь, но и обучали этому ремеслу. Само название села является бурятским по происхождению. Булюу – «точило, точильный камень, брусок, оселок», булюутэй – «место, в котором есть точильные камни»
село Мотня Название Мотня семейские объясняют тем, что село, расположенное в узкой долине между двух гор, напоминает узкую часть невода, мотню, куда попадает рыба.
село Окино-Ключи Происхождение названия села Окино-Ключи местные жители объясняют следующим образом. Первые семейские (старообрядцы), прибывшие в эти места, боялись преследований, поэтому поселились в горах, в верховьях речки Окинки. по названию речки и селение стало называться Окинка. Окино-Ключи – это название в форме Окинь-Зайсан зафиксировано в конце 17 века «из улусов Окинь-Зайсанских бежали табанутские люди с конными табунами в степь». Возможно это название отыменное (произошло от имени зайсана Ухина), т.к. эти места были отведены для кочевий цонголам, перешедшим из Монголии, «во главе которых стояли князья … Ухин (Охин) Хондогоров»  Позже в документах XIX века название «Акино-Ключи», теперь Окино-Ключи, относится к роднику и осмысливается, как считает Б.В. Башкуев (1965) от бурятского ухин булаг- «девичий родник». Может быть, Охин Булаг от бурятского охин – острый запах, аромат, жар; Охинтой булаг- родник, имеющий эти свойства.
село Харлун Средний Харлун образован на базе двух сел – Хоолой, расположенное у подножия горы, на высоком месте и Баруун Харлун. Хоолой- горло, горлышко; переносно – рукав, протока, реки, пролив между озерами, короткий приток, соединяющий озеро с рекой. Харлун от бурятского харуулан, харуулшан – смотровой, караульный сторожок  или Хара алаг – черно-пегий. Черно-пегая гора, для которой характерна пестрота растительного покрова: чередование на склонах лесных (темных) и степных (просветленных) участков. Харлан от слова «хараха», что означает видеть просторные обширные земли.
село Киреть Селения Дунда – Киреть (Хэрээтэ) и Хаян – появились в 1684 г. , подтверждается записями на древних камнях скалы «Бэшэгтэ байса» (Хая- скала, гора. утес).  Название связывают с этнонимом кераиты. Н.А. Аристов пишет: «В степи Казахстана нахлынули в первой половине XШ в. тюркские племена Монголии аргын, найман, Кирей, племя Кирей происходит от кара, черный, ибо предками его были девять черноватых братьев: отсюда караит, кераит я предпочитаю думать, что имя Киреев произошло от речек Кирей, притоков Уды, на северных склонах Саянского хребта». Н.И. Березин, Г.И. Потанин считают, что племенное имя кераит происходит от монгольского слова хирээ, кирээ – ворон. Хирээтэ – вороний. . Основа названия села Киреть созвучен с этим этнонимом, а возможно, объяснение дает слово хэр, хээрэ (хээ) – степь, поле
село Хаян Хаяа хадхажа hууха говорят буряты. Это – жить бок-о-бок, жить совсем рядом; уулын хаяа - подножье горы. Поэтому есть гипотеза о том, что название села объясняется местом расположения села
село Верхний-Мангиртуй Форма топонима Мангиртуй, произошло от бурятского слова мангир – дикий лук, мангирта – место с диким луком.
село Малый Куналей Село Малый Куналей расположено на берегу реки Хилок. Река Хилок упоминается в «Сокровенном сказании» монголов, повествующее о событиях, начиная с 1204 года: они (темучины) «достигли реки Килхо».
Местность Алташей В местности Алташей находятся два села – Петропавловка и Покровка. В народе до настоящего времени оба села нередко называют по названию местности – Алташей. Название Алташей имеет бурятское происхождение (от бурятского алташа – «золотых дел мастер; алташей – «место, где добывают золото»). В этом названии отражены черты прошлой экономической жизни бурят. По рассказам местных жителей, в данной местности в старину буряты нашли небольшие золотые россыпи. Петропавловка. На место нынешней Петропавловки семейские прибыли к религиозному празднику святых Петра и Павла в 1932 году. На необжитой земле они основали населенный пункт и назвали его Петропавловкой. Покровка. Название села Покровка связано с тем, что семейские переселились осенью к «Покрову дню» (14 октября) и назвали свое селение Покровка. Новосретенка.
село Новосретенка Село Новосретенка образовано в 1922 г для освоения новых земель и заселено выходцами из Бичуры на место, где было три небольших улуса. До сих пор сохранились названия тех мест: Шановка, Таракановка и Барун-Гутай. По рассказам самих жителей село получило название Новосретенка вследствие того, что переселение семейских из Бичуры произошло в день религиозного праздника Сретенье.
село Гутай Гутай расположен у подножия горы Гутай баабай, образован из 7 хотонов: Барун Гутай, Дээдэ хотон, Шаан Добо, Ехэ Гутай, Баруун Убэр, Дунда хотон, Нарин Гутай. Этимология этого названия непонятна. Поскольку село бурятское, объяснение надо искать в бурятских словарях. Если основой считать слово гуу–ладанка (с амулетом, носившаяся на груди); медальон, а –тай–суффикс, то объяснить не возможно.
село Потанино Потанино как лесозаготовительный пункт был образован 1958 году и по предложению Ц.Дона, назначенного директором лесоучастка, поселку присвоено имя путешественника Потанина
село Шибертуй Село Шибертуй от бурятского шибэр – «грязь, болото», шибэртэй – «грязное, заболоченное место», основано в самом начале XIII в. хоринскими бурятами. Шэбэр – чаща, густой лес, лесная глушь (с преобладанием ельника и лиственницы)
улус Дабатуй улус Дабатуй расположен у южных острогов Заганского хребта и в северной части горы Хайранга в долине реки Хилок. Улус раньше состоял из небольших стойбищ: Усть-Заган, Бобхой, Палдай, Дунда-Хотон (Шуулэнгэ), Бом, Станок. На монгольских языках даба – горный перевал, седловина в хребте, подъем; термин образован от глагола дабаха – подниматься на гору, переходить через перевал. Близ расположенным дабанам селениям передаются названия Дабан, Дабатуй. Значит, село получило такое название, потому что расположено в местности, где есть дабан.
 сёла Хонхолой, Шанага, Амгалантуй, Аяга.  Старожилы происхождение названия сел Хонхолой, Шанага, Амгалантуй, Аяга объясняют следующим образом. Лама, которого попросили освятить место построения дацана (Амгалантуйского), в местности Уртоо, решил, что оно не подходит для этого, потому, что место беспокойное, шумное. Начал искать в этих окрестностях подходящее место. Во время своего путешествия в местности, где остановился на ночлег, он оставил чашку – аяга, в Хонхолое потерял Хонхо – колокольчик, в Шанаге – шанагу – ковш. Выбрав, наконец, спокойное благополучное место, указал место основания Амгалантуйского дацана. Амгалантуй свое название получил по имени дацана. Слово «амгалан» с бурятского означает мирный, спокойный, безмятежный, благополучный.
село Хонхолой О времени появления села Хонхоло нет данных. В госархиве РБ Убур Хонхоло упоминается впервые на географической карте Забайкалья в 1745 году. По данным переписи населения 1858 г. Хонхоло состоял из 5 малых поселений: Хонхолын боом, Хонхолын зун бэе, Забхарай адаг, Хонхолын адаг, Аяга.  Основное население Хонхолоя составляют жители Аяги, расположенного у подножия священной и величественной горы Эрээлжэ хана. Эта местность богата многочисленными ключами, в верховьях растут многочисленные кустарники, черемуха, места очень красивые. Ая по- эвенкийски означает добрый, хороший, приятный, красивый, уютный, прелестный, а по – бурятски ая – приличие, такт, хороший тон, благопристойность, манеры, поведение; или белая полынь и богородская трава, смесь из этих трав. Возможно, не маловажную роль сыграли эти факты при названии данных селений.
село Шанага Шана, шанаа – лука, изгиб реки.
сёла Старые Ключи, Сухой Ручей Название  происходят от природных особенностей местности.
село Гочит Происхождение названия села Гочит произошло от названия бурятского племени гушад (род гучит — это бывшие кучидские тунгусы) Имеются многочисленные сведения о кучидских тунгусах, плативших ясак в Кучидский острожек, основанный в 1662 году.

Культура и традиции района

На территории района 36 населенных пунктов, в которых проживают русские и буряты, представленные разными этническими общностями. Это потомки хори-бурят, ашбагатов и цонголов, а также русские старообрядцы (семейские) и казаки. Как и повсюду, в районе проживают отдельные представители и других национальностей. Есть приезжие из стран ближнего зарубежья, из западных и восточных областей России. Всего на территории района проживает 23748 человек. Из них русские – 88,2 %, буряты – 11,0 %.  

Сохранился рассказ старовера Осипа Феоктистовича Перелыгина :

«Старики сказывали мне: семейские сюда пешком шли. Шли они долго. Годами. В  дороге хлеб сеяли. Где дадут им землю, они хлеб посеют, снимут урожай и с хлебом идут дальше. А без хлеба-то далеко не уйдешь. Скота у них не было, но лошади были. Пришли они к пади Хурут, таборы раскинули. Пошли на гору и с горы видят небольшой поселок, где сейчас Старая Бичура. Спустились с горы, но в село не зашли, боялись здешних поселенцев (старожилов-сибиряков.  А кругом здесь был лес густой. Вернулись они к табору обратно и рассказали всем о поселке и о реке. Решили они туда переехать.   Послали три человека в этот поселок. Поселенцы согласились, чтобы пришлые в их деревне поселились. Эти трое рассказали всем, что посельчане не возражают о переезде в их деревню. Стали  переезжать в деревню и строиться. Кто землянки, кто шалаш, кто балаган, времянки строили.  Селились  на берегу реки Бичуры, занимались  хлебопашест-вом, земли были хорошие, свежие. Лес выкорчевывали, сжигали  его здесь же. Хлеб был основным продуктом пропитания. Землю пахали деревянными плугами. Соха была без колес. Так и живем мы здесь».

Буряты, коренное население района

Национальные костюмы

kost1kost2Костюм Семейских Забайкалья

Костюм Забайкальских казаковКостюм Забайкальских казаковКостюм Забайкальских казаковКостюм Забайкальских казаков

Бурятский национальный костюм 

Бурчтский национальный костюмДэгэл  из шелка отрезное по талии, пояс «солонго», полоски из цветного шелка набирались по цветам радуги, цвет дэгэла предпочтительно синий, небесно-голубой. Воротник заха стойка пуговицы  с петлями-шагта. Рукава-хамсы цельнокройные с петлями туруун. На голове диадема-татурга или дарулга, расшитая цветными камнями, кораллами, жемчугом, янтарем, бирюзой и т.д. височные украшения состоят из нечетных чисел пяти, семи, девяти нитей перемежающимися серебряными чеканными кружочками или монетами. Нагрудное украшение – гуу-холобшо, шурэ, бусы из коралла. Обувь-гутал.

 

 Легенда о скале Байса

 «Путь Чингисхана»- Начало пути в крупнейшем селе России центре района Бичуре. Село возникло в 1689 году с установлением государственной границы с Китаем. Маршрут проходит по средне — пересеченной местности, по днищу долины Хилка (25 км), по долине р. Бланка и долине урочища Киреть, ее притока Барун-Киреть. Познавательная ценность маршрута весьма насыщена. Скала Байса (Байцар) — Бэшэктэ — памятник культуры кочевых племен Центра Азии и Юга Бурятии. Наскальные писаницы-петроглифы оставили нам в наследство кочевники XY-YI вв. до н. э. «Древние люди сказывали, что наскальные письмена написаны божествами, и изображения их проходят сквозь камни внутрь скалы. Их образы кому открываются, а кому нет. Что нарисовано, не поймешь — то ли люди, то ли птицы. А может, и жили на скале в древности люди-птицы или сами боги жили там. (Из легенды о скале Байса). Давным –давно по Киретской долине  в Монголию  шли караваны Чингисхана, везли большие богатства.  

Когда проходили мимо скалы Байса, у них внезапно умерло  много воинов.  Часть сокровищ хан повелел  запрятать недалеко от священной скалы в камнях.  Прошли  двенадцать верст – снова беда!  У скалы  Колокольня пропала  часть верблюдов и лошадей.  Не на чем было вести добро.  Половину сокровищ хан приказал  поднять на вершину скалы и укрыть там, сам хан тут же сильно заболел.   Его  пришлось лечить сначала водами Аршана (это необычное место ручей под скалой никогда не замерзает, рядом  омбон  Улзытэ),  а потом в пещере Дыра   продергивать на веревках  сквозь ее щель – трубу.  К вершине Барун-Кирети караван с остатками добра вовсе утонул  в  болоте.  Так больной хан ни  с чем  вернулся на  Керулен, а сокровища лежат в Кирети и  по сей день.

Религия

На территории района исповедуются православная, древнеправославная и буддийская религии.

hram1hram2hram3hram4hram5hram6


 

Предыдущая страница Следующая страница